Журналист Анна Ахмедова - о книгах про Уинстона Черчиля, Жоржа Перека, Стивена Фрая и Терри Гиллиама.
"Фактор Черчилля". Борис Джонсон. "Колибри", 2015
Уинстон Черчилль, премьер–министр Великобритании, лауреат Нобелевской премии по литературе, знаменитый журналист и блистательный оратор, до сих остается темой для дискуссий. Мало о каком политическом деятеле написано столько книг и сделано столько публикаций, сколько о Уинстоне Черчилле. Именно эта же биография примечательна тем, что написал ее Борис Джонсон, мэр Лондона, популярный политик. По мнению Джонсона, смысл "фактора Черчилля" в том, что решающий вклад в какие–то события может внести и один человек. Так, Джонсон уверяет читателя, что без Черчилля Гитлер наверняка бы победил, имея в виду, что нацистские перемены в Европе могли стать неотвратимыми.
"У Черчилля было то, что греки называли величием души... Его этика, по существу, была дохристианской, наверное, даже гомеровской. Он неизменно стремился к славе и престижу — как для себя, так и для Британской империи", — пишет Борис Джонсон, который с трудом скрывает свое восхищение и преклонение перед исторической и человеческой фигурой Уинстона Черчилля, появившееся еще в детстве. В книге много черно–белых фотографий политика, которые дополняют истории Джонсона. Порой кажется, что читаешь художественную книгу о каком–то совершенно выдуманном персонаже: собирательный образ Черчилля, который рисует Джонсон, настолько силен, что, кажется, едва ли такой человек мог жить когда–то. Впрочем, Джонсон не идеализирует его, честно рассказывая и о слабостях политика.
Читайте также:
Авторская колонка
Топ-шесть волшебных книг для детей
"W, или Воспоминание детства". Жорж Перек. Издательство Ивана Лимбаха, 2015
Роман "W, или Воспоминание детства" — не совсем стандартная автобиография Жоржа Перека. Точнее будет сказать, это совсем не стандартная биография. Жорж Перек родился в семье польских евреев, иммигрировал во Францию перед Второй мировой войной. В 6 лет он остался сиротой, во время войны жил в разных пансионатах. Автобиографичный роман–антиутопия рассказывает параллельно две истории: одна о ребенке во время войны, жертве холокоста с его трагедиями и ужасами, история самого Перека, а вторая — о жизни тоталитарного общества, проживающего на острове W. Стилистика и манера изложения двух историй сильно различаются, однако в самом конце книги становится ясно, почему эти два текста Перек рассказывает читателю параллельно. В книге также опубликовано эссе Перека "Элис–Айленд" об американском пропускном пункте, пропустившем около 16 млн эмигрантов из Европы, а также автобиографические заметки и интервью автора.
"Дури еще хватает". Стивен Фрай. "Фантом Пресс", 2015
Воспоминания наделали много шума в Британии, да и что за биография, о которой не шумит общественность?! Стивена Фрая можно любить или ненавидеть, о нем можно судачить, обсуждать его творчество и заявления, но никак к нему относиться точно нельзя. Фрай искренне признается в предисловии, что не хотел бы, чтобы книга вышла застенчивой, и ему это удается. На каждой странице мелькают фамилии известных режиссеров и актеров, Фрай гротескно описывает истории, связанные с популярными личностями, впрочем спросив у некоторых разрешения заранее. Он как на духу выкладывает о своих отношениях с Кимом Харрисом, о зависимости от кокаина и лондонских дилерах, визите принца Чарльза и трогательной сцене с принцессой Дианой, английской богеме, своих родителях, друзьях, сложностях с законом, шоу–бизнесе.
В книге много фотографий артиста: вот он в сетчатых колготках и трико улыбается с черно–белой фотографии, а вот Фрай в шляпке с вуалью, в женском гриме и с жемчужными бусами на груди, дальше фотографии с Хью Лори, близким другом, афиши популярного фильма "Друзья Питера", родители, племянники, сестра. Чем дальше читаешь воспоминания, тем больше поражаешься тому, как в одном человеке помещается столько юмора, самоиронии и в то же время грусти. Стивен Фрай в конце книги уверяет, что хотел бы быть "немного похожим на созданного Рафаэлем Сабатини Скарамуша, который "появился на свет, умея смеяться и сознавать безумие мира". Правда, зная себя и свое непостоянство, он тут же оправдывается, что не уверен, усвоил ли он урок. "Дури во мне еще хватает", — резюмирует Фрай.
"Гиллиамески. Предпосмертные мемуары". Терри Гиллиам. Corpus, 2016
Терри Гиллиам, участник "Монти Пайтона", режиссер "Страха и ненависти в Лас–Вегасе" и "Бразилии", с юмором и ностальгией рассказывает свою биографию. Если вы посмотрели хотя бы один фильм Гиллиама, понимаете, что речь идет не о занудных воспоминаниях. Это настоящий альбом жизни режиссера с его подписями и разъяснениями: фотографии, вырезки, афиши фильмов, иллюстрации и наброски. Гиллиам признается, что изначально собирался выпустить дорогущий альбом со своими работами для ценителей и фанатов, но стоило включить диктофон, и его понесло. Это одна из тех книг для взрослых, которую читаешь, как ребенок, ночью с фонариком под одеялом. С иронией и легкостью Гиллиам рассказывает свою биографию с самого детства — так, как он видит ее сам. Иногда кажется, что каждый абзац представляет вдумчивые "правила жизни" Гиллиама, прочитав которые лучше понимаешь многие фильмы. "Люди часто подряжаются косить газон в обмен на конфеты", "Толстокожие животные — ударные войска бессознательного", "Нехватка сна, нехватка времени, нехватка денег и нехватка таланта — вот ключевые факторы, которые в сумме определяют творческий успех". Это не только биография режиссера, это история об Америке 1960–1980–х с ее правилами жизни, социальным строем, молодежными движениями и общественными событиями, история времени и эпохи, история, которую стоит прочитать.