Смольный собирается привлечь десятки миллиардов инвестиций в транспортную отрасль

Автор фото: Сергей Коньков

Комитет по транспорту рассказал, в какие проекты в этом году собирается привлечь инвесторов. В рамках ГЧП хотят построить несколько автобусных вокзалов, десяток пересадочных хабов и запустить новые транспортные линии. Большинство проектов обсуждаются не первый год, а воз и ныне там.

В этом году чиновники собираются привлечь несколько десятков миллиардов рублей на развитие петербургского транспорта. Свои планы они презентовали на этой неделе на коллегии комитета по транспорту, где также подводили итоги работы комитета и подведомственных ему предприятий в прошлом году.
Впрочем, перспектива того, что инвесторы реально выделят деньги, пока выглядит довольно расплывчатой. Большинство проектов, презентованных комитетом, обсуждаются не первый год. И хотя презентации этих идей от раза к разу становятся все красивее, реально вкладывать в них собственные деньги бизнес не спешит.

С пересадкой

Идея организации пересадочных хабов в Петербурге обсуждается не меньше 3 лет. Задача в том, что хабы упростят поездки между городом и областью, и пассажиры смогут легко персаживаться из метро в пригородные электрички и автобусы. Но инвесторам идея, похоже, особо привлекательной не кажется.
Однако правительства Петербурга и Ленобласти продолжают искать концессионера. При этом после коллегии комитета по транспорту появились официальные сообщения о том, что два региона разрабатывают регламент того, как вдвоем организуют концессию.
Дальше регламентов дело пока не дошло, судя по тем же сообщениям пресс-служб. Чиновники докладывают, что у них готов порядок отбора концессионеров. Однако самих концессионеров пока нет ни по одному из транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).
На сегодня по заказу комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) из 11 ТПУ разработаны проекты для трех. Это ТПУ "Удельная" на одноименной станции, ТПУ "Балтийская жемчужина" в районе строящегося жилого комплекса и ТПУ "Путиловская". Также более-менее реальные очертания имеет проект ТПУ "Девяткино", который оценивается более чем в 30 млрд рублей.
Инвесторов на эти проекты чиновники Смольного пытались найти на недавней инвестиционной выставке в Каннах и даже вели переговоры с несколькими компаниями. Например, группа "Пионер" будет строить ТПУ в Москве и поэтому интересовалась петербургскими идеями.
Так или иначе на коллегии комитета по транспорту строительство ТПУ было заявлено как инвестпланы на этот год.
Автор: Валентин Беликов

Музей и не музей

В планах на этот год — инвестпроект на территории Музея транспорта на Среднем проспекте Васильевского острова. Этот проект активно обсуждается с лета 2015 года. Потенциальный инвестор — московская компания Glorax Development Андрея Биржина и Валентина Черныша. Ранее там же планировали построить Дворец искусств, инвестировать в него собиралась венгерская компания TriGranit, которая впоследствии ушла из города, так ни о чем и не договорившись с чиновниками.
Теперь объем инвестиций оценивается в 8,4 млрд рублей. При этом летом 2015 года речь шла о 7 млрд рублей. От Glorax Development требуется проведение капитального ремонта, благоустройства территории и создание Музея техники.
Ранее речь шла о том, что компания сможет построить на территории апартаменты, гостиницу, паркинг, поскольку под музей необходимо около 3 га территории, а всего у ГУП "Горэлектротранс" более 7,5 га земли.
В нынешней презентации речь об этом уже не шла, но без данной части проекта выгода инвестора теряется. Как сообщается в презентации комитета по транспорту, сейчас Смольный рассматривает бизнес-план и технико-экономическое обоснование проекта.
Собеседники отмечают, что территория бывшего трампарка №2 фактически является единственной на Васильевском острове, где можно было бы разместить депо для транспорта: остров удален от всех основных транспортных баз, поэтому водителям приходится тратить до полутора часов на то, чтобы перегнать автобус до начала маршрута из районов Комендантского аэродрома, Купчино или Автово.

Южные планы

Более свежий проект — автобусный вокзал "Южный" на  246 междугородних автобусов за 1 млрд рублей. Инвесторов для него тоже пытались искать в Каннах. Планируется, что вкладывать деньги будет иностранная компания, поэтому корректнее называть цену в долларах: $19,7 млн.
Вокзал должен связать город с южным направлением — Псковом, Новгородом, Белоруссией и Прибалтикой. Его планируется организовать рядом со станцией местро "Купчино", так что в принципе проект можно отнести к транспортным хабам, о которых речь шла выше. Одноименный хаб — "Южный" — тоже планируется в районе Купчино, а автовокзал станет их частью.
Проект "Южного" в январе этого года представляли группе потенциальных инвесторов из Китая — компаниям Beijing Uni-Construction Group Co., Ltd. и China National Electric Import & Export Corporation и другим. Инвесторы проектом заинтересовались и обсуждали совместное участие в нем, но пока ни к каким конкретным решениям не пришли. Затем инвестора искали в Каннах.

Планы на миллиарды

Кроме этих проектов чиновники заявили еще десяток, также уже не раз обсуждавшихся. Это еще один автобусный парк в промзоне в Каменке. И аэроэкспресс, который теперь уже собираются запускать не до Московского вокзала, а до Балтийского или Витебского — рассматриваются два варианта трассировки пути.
Также инвестора ищут на маршрут между Колпино и пересадочным пунктом "Южная", о котором речь шла выше. И, наконец, в эти же планы включена и организация Wi-Fi в петербургском метро. Таким образом, привлечь в город нужно несколько десятков миллиардов рублей. Без привлечения иностранных инвестиций сделать это будет непросто. Но в условиях кризиса и политических конфликтов России с внешним миром это довольно сложно.