В США звезды рекламируют и владеют не только ресторанами высокой кухни, но и фастфудом. Глава компании «РусХолтс» Александр Кузьмин в «Блогах «ДП» рассказывает, почему этого нет в России и смогут ли Михалков и Кончаловский стать первопроходцами.
Звездных заведений на российских автотрассах пока не было. Причем не только в смысле гостиничного бизнеса (звезды как уровень сервиса), но и среди организаторов придорожных кафе известных личностей нет. Ресторанный бизнес — хлопотное дело, фастфуд — дело неблагодарное, а на трассе — неблагодарное вдвое.
Но вот появился первый прецедент. Недавно было опубликовано сообщение, что сеть «Едим как дома», которую создали Никита Михалков и Андрей Кончаловский, трансформируется в сеть кафе для автопутешественников.
Шоу-бизнес — это не только шоу, но и бизнес. Если пробился на эстраде, то с рестораном-то точно справлюсь, рассуждают многие. Если уж Роберт де Ниро и Брюс Уиллис имеют свои гастрономические проекты, то нашим звездам только в путь. Но это все высокая кухня.
Есть звезды, которые не боятся рекламироваться в сегменте фастфуд. Например, Пэрис Хилтон. Лет пять назад у «Макдоналдс» была отличная рекламная серия: «Макдоналдс» и я — отличная команда», — в ней засветился Леброн Джеймс. Шакил О’Нил в автобиографии говорил, что бигмак — это счастье. Про рекламу «Пепси» с великими спортсменами умолчу, иначе отвлечемся от темы. Но одно дело — рекламировать фастфуд, другое дело — его есть, третье дело — его производить.
Фастфуд кажется простым только на первый взгляд. Быстрое питание — это очень технологичная отрасль, где влияние мелочей имеет решающее значение. Нужны профессиональное оборудование, технологичные полуфабрикаты (мы же на трассе, вдали от городов), ИТ-решения, которые обеспечат объективную управленческую аналитику и телеметрию технологического оборудования точек продаж.
В России долгое время считалось, что в придорожных кафе можно брать только то, что упаковано в заводских условиях. Воду в бутылках, например. Со всем остальным можно было найти «приключение». Исправляю эту ситуацию по мере своих сил уже 15 лет.
Репутация у кафе на АЗС стала заметно лучше. За последние 5 лет у российских водителей поменялись привычки: кроме домашних бутербродов, они стали употреблять в дороге кофе, выпечку и т. д.
На прошлой неделе вернулся из командировки по Башкирии. Там есть станции, где продают два-три хот-дога в день. В среднем из 1 тыс. посетителей АЗС в Москве только 39 человек покупает кофе. Так что бешеных денег в этой сфере нет, а чтобы выйти на продажи 100 чашек кофе и 70-80 хот-догов в день, надо много потрудиться.
Прошлой осенью Никита Михалков и Андрей Кончаловский заявили, что создадут «конкурента «Макдоналдс», и попросили миллиард рублей. Пресса написала, специалисты пожали плечами, деньги из воздуха не нарисовались. Но в шоу-бизнесе выживают сильнейшие, без иронии, поэтому братья продолжали прорабатывать проект. Если победить «Макдак» слишком сложно, надо выбрать нишу попросторнее. Является ли такой нишей «еда в дороге»? Ох, нет.
Во всем сообщении меня повеселил тот факт, что Андрею Кончаловскому в работе над проектом сильно помогают «профессионалы из Англии».
Специалисты из Англии могут быть эффективны для проектов на трассе Москва — Санкт-Петербург, возможно, «Дон-4». На остальных направлениях «звездные» точки питания не смогут выдержать конкуренции с сетями АЗС, если последние серьезно возьмутся за развитие своих кафе. У АЗС есть очевидное преимущество — трафик покупателей топлива. Ведь по-прежнему основной мотив сделать остановку на трассе для российского автопутешественника — это необходимость в дозаправке.
Автор — генеральный директор компании «РусХолтс».
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru