Писательница Нелли Шульман - о том, почему современные мужчины стали часто плакать.
На самом деле плачут, конечно, и женщины, плачут вообще все, но британские ученые в очередной раз заинтересовались разницей в эмоциональном поведении среди нынешнего поколения 30– и 40–летних, сравнивая этих мужчин с их отцами. Четверо из каждых десяти признались, что за последний год плакали открыто, на глазах у всех, а вообще современные мужчины склонны плакать в 3 раза чаще, чем их отцы. В среднем, как показывает исследование, мужчина в течение жизни плачет 14 раз.
У меня лично есть большие сомнения в правильности этой цифры. Понятно, что ученые выводили среднее арифметическое, опрашивая как людей, пожизненно изображающих из себя Штирлица на встрече с женой: "Слегка двинуть бровью, многозначительно посмотреть в ее сторону", так и тех, кто хлюпает носом, едва заслышав первые такты пресловутой песни о плоте. Давным–давно я знала даже мужчину, специально собравшего так называемую кассету для рыданий. Дело происходило во времена кассетных магнитофонов, на пленке можно было найти и плот, и привередливых коней, и четверых парней из Ливерпуля, отчаянно просящих девушку хотя бы выслушать их историю. Там даже была Эдит Пиаф, хотя лично у меня слова "я ни о чем не жалею" вызывают не желание плакать, а стремление идти дальше. Самое интересное, что кассета эта слушалась почти всегда не под влиянием алкоголя. Однако в России вообще мужчине плакать легче, так как наше традиционное застолье с песнями про черного ворона и замерзающего ямщика практически обязывает человека к слезам.
Еще каких–то 200 лет назад никто не удивлялся мужским слезам при встрече с другом или даже при виде какого–то особо волнующего пейзажа или архитектурного памятника. Доктор Ватсон, помнится, даже упал в обморок при виде восставшего из мертвых Шерлока Холмса. Ученые давно доказали, что плакать надо. Слезы необычным образом не мешают, а помогают успокоиться и осмыслить пережитое. Слезы — не повод для немедленного обращения к психологу. Наоборот, помощь требуется человеку, не умеющему или не могущему заплакать.