Владимир Путин все-таки создает Национальную гвардию, которую обсуждали еще несколько лет назад как "личную армию Путина". Спешное возрождение похороненной, казалось бы, идеи показывает рост тревожности в высшем руководстве страны и укладывается в тенденцию милитаризации общества последних лет.
О создании
Национальной гвардии писали на самом деле еще 3 года назад. Со ссылкой на источники в Министерстве обороны "Независимая газета" сообщала о том, что в России собираются создать такое ведомство на основе Внутренних войск МВД "и других силовых структур, в том числе за счет части сил и средств, входящих в ВДВ, ВВС, ВМФ и военную полицию Минобороны, а также подразделений МЧС", а заниматься оно должно защитой конституционного строя.
Тогда пресс-секретарь
Владимира Путина Дмитрий Песков, естественно, заявил, что "это абсолютно не соответствует действительности, об этом речи не идет", но комментарий Пескова — это не более чем комментарий Пескова, а по прошествии некоторого времени Владимир Путин объявляет именно что о создании Нацгвардии на базе ВВ МВД.
"Решение принято, мы создаем новый федеральный орган исполнительной власти на базе Внутренних войск МВД, создаем Национальную гвардию, которая будет заниматься борьбой с терроризмом, организованной преступностью, в тесном контакте с МВД продолжит исполнять те функции, которые исполняли подразделения ОМОН, СОБР и т. д.", — заявил президент на встрече с руководителями силовых структур.
Если посмотреть еще дальше, то создать Нацгвардию еще 2 годами раньше предлагал Институт современного развития. Был такой think tank у Дмитрия Медведева, когда он шел в президенты. Вообще-то в докладе ИНСОР предполагалась радикальная реформа правоохранительных органов — МВД должна была сменить Федеральная служба криминальной полиции, предполагалось создание также федеральных служб по охране Конституции, финансовой полиции, контрразведки, а на местном уровне — подразделений региональной и муниципальной полиции.
"Внутренние войска МВД преобразованы в Национальную гвардию: они подчиняются непосредственно президенту РФ. Задачи этой структуры — обеспечение режима чрезвычайной ситуации; подавление (пресечение) крупномасштабных террористических актов; подавление (пресечение) деятельности крупных незаконных вооруженных формирований; охрана объектов стратегического назначения (если они не отнесены к подведомственности вооруженных сил)", — вот что предлагали эксперты ИНСОР.
"Снимите этот термин вообще. По крайней мере до 2016-2020 годов термин "Национальная гвардия" руководством подниматься не будет. Если кому-то свербит, то пожалуйста", — прокомментировал идею главнокомандующий Внутренними войсками МВД на тот момент Николай Рогожкин.
Когда название "Национальная гвардия" всплыло снова, ее сразу определили в орган для борьбы не только с терроризмом, но и гражданскими волнениями. "Опыт цветных революций в Египте и Тунисе, военный конфликт в Ливии и гражданская война в Сирии показывают, что для защиты конституционного строя нужно достаточное количество специальных войск, способных защитить законную власть и руководство страны от действий вооруженной оппозиции", — писала "Независимая газета". Источники издания утверждали, что в состав Нацгвардии войдут также "легкие воздушно-десантные соединения, оснащенные штатными бронеавтомобилями, а также горные мотострелковые бригады и части спецназа ГРУ".
Личная армия Путина — так сразу окрестили тогда еще виртуальную и всеми опровергаемую Национальную гвардию. Из всего пакета предложенных ИНСОР реформ осталась только одна идея, самая простая и брутальная. Возглавил Нацгвардию Виктор Золотов — видимо, именно с этой целью его передвигали на должность главнокома ВВ МВД с поста начальника личной охраны Путина, и это, конечно, еще больше усиливает ощущение от Нацгвардии как от "армии президента".
Национальная гвардия существует и в других странах. Например, в США это по сути резерв вооруженных сил, работающий как аналог внутренних войск. Нацгвардия подавляет беспорядки, помогает ликвидировать последствия катастроф, но также и воюет наряду с регулярной армией. Но американские гвардейцы как резервисты не профессионалы: большинство там служит добровольно и параллельно с основной работой. Кроме того, распоряжаться ей могут и губернаторы штатов. C 2014 года воссоздана заново ранее упраздненная Нацгвардия Украины — толчком послужил вооруженный конфликт в Донбассе. Подобные соединения есть практически везде — они называются жандармерией, карабинерами и т. д.
Возможно, дело в том, что именно к 2016 году ВВ МВД собирались полностью отказаться от призыва и перейти на контрактную основу. Впрочем, добиться этого, кажется, не удалось, и весной призывники распределялись и во внутренние войска тоже. Детали формирования нового силового органа появятся чуть позже — в частности, предстоит понять, будет ли Нацгвардия профессиональной или все же частично призывной.
Но внезапность, с которой Владимир Путин объявил о создании Нацгвардии, идею которой вроде бы уже успели похоронить, указывает на то, что он стал гораздо более серьезно воспринимать угрозы, потенциально стоящие перед государством. Выражаясь словами Николая Рогожкина, у Путина явно где-то сильно "засвербело".
Вряд ли этот шаг напрямую связан с появлением "панамской утечки", но визуально он явно перекликается с ней. Судя по градусу официальных заявлений последних месяцев, в Кремле вполне могут всерьез ожидать после информационных атак чего-то вроде военизированного вторжения или крупных масштабных беспорядков. Их опасались еще в середине нулевых, но тогда все-таки вопрос о создании специальных формирований не возникал. Создание подразделений под громким и бравым названием "Национальная гвардия" будет иметь, помимо прочего, еще и сильный психологический эффект, даже если в реальности обернется незначительной реформой внутренних войск. В этот же день стало известно и о создании военно-патриотического движения "Юнармия" для молодежи. Все эти шаги, включая и возрождение комплекса ГТО, явно рассчитанного на подготовку военнослужащих, продолжают тенденцию милитаризации российского общества, которая набирает обороты.