Блоги "ДП". Дмитрий Карпушин — о том, как правильно сделать заказ

"Я, заказчик, знаю, чего я хочу, а ты, специалист, знаешь, как это сделать": заместитель главы "Ленстройматериалов" Дмитрий Карпушин в "Блогах "ДП" перечисляет четыре вещи, необходимые для того, чтобы ваш заказ был сделан правильно.

Интернет переполнен анекдотами про заказчиков и специалистов. "Это бессмысленно", — сказал разум; "Это нелепо", — заметил опыт; "Это бесполезно", — подсказал здравый смысл; "О, вот так вообще зашибись!" — обрадовался клиент. Чаще всего в подобных анекдотах в роли несчастного специалиста выступают дизайнеры. С тандемом застройщик-архитектор та же история, если не хуже.
Все упирается в технологию компетентного заказа. Девелопер не может быть умнее архитектора в вопросах архитектуры. Не может и не должен. Однако девелопер, выступая в роли клиента, может обладать компетенцией заказчика. Может — и должен.
Каковы же основные принципы компетентного заказа?
Во-первых, заказчик должен знать, чего он хочет, и быть в состоянии внятно это сформулировать. И начинать надо еще до того, как к делу подключаются собственно архитекторы. Финансы и вообще цифры — это важно, но это полдела. Нужно еще облечь вопросы гуманитарного свойства в конкретную форму (а не просто попросить "сделайте нам красиво"). Девелопер может представлять себе будущий проект, даже исходя из каких-то субъективных характеристик. Например интересный и нарядный. Или консервативный и умиротворенный. Или что угодно. Главное — чтобы сам застройщик четко понимал, какова гуманитарная формула его концепции. Чтобы он понимал, почему именно нарядный, а не элегантный, какие критерии соответствуют желательной нарядности или умиротворенности. И чтобы он мог внятно изложить эти критерии архитектору.
Во-вторых, все придумано до нас. Здания в "интернациональном" стиле, похожие на обувные коробки, — это от лени, да и "стилю" этому два дня от роду и два дня жить осталось. Компетентный заказчик не поленится посмотреть, что было сделано предшественниками за последние века: аналоги, стили, историю вопроса. Не поддастся сиюминутным капризам моды. И будет требовать того же от архитектора.
В-третьих, не надо бояться ограничений. Архитектору, как и любому другому специалисту, нужна четкая постановка задачи. Все разговоры про свободу творчества — ересь. Ничто так не стимулирует авторскую находчивость, как цензура. В противном случае архитектор только вздохнет про себя:"Они сами не знают, чего хочут".
В-четвертых, не работать с подхалимами. Всегда есть опасность напороться на "сервисных" специалистов. То есть комфортных до угодливости. Такие подрядчики не пытаются сделать интересный проект, их задача — ублажить клиента. Вычисляется среднее арифметическое из самых общих представлений и предлагается нечто — по определению средненькое. И тогда в попытке сделать проект интереснее начинает креативить сам клиент, а "специалисты" услужливо подают ему карандаши. Что получается — легко вообразить.
Компетентный заказчик не поддается на такие манипуляции, не берет в руки предложенный карандаш. Если дело совсем не клеится — надо что-то менять. Скорее всего — архитектора.
Таковы общие принципы компетентного заказа. И не стоит воспринимать их как тиранию по отношению к специалистам. Напротив, в этом подходе проявляется максимальное уважение к профессионалу. Формула проста: "я, заказчик, знаю, чего я хочу; а ты, специалист, знаешь, как это сделать".
В противном случае на этапе сотрудничества много абстрактной болтовни (якобы дело в "творческом характере вопроса"), а в точке завершения — сомнительный результат. Безликие строения, без смысла и идеи, или какие-то аляповатые казусы из серии "коттеджик а-ля рюс с башенкой". Недостаток уважения к специалисту порождает недостаток уважения к проекту. Итог прискорбен.
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru.