Совладелец "Юлмарта" Дмитрий Костыгин попросил у Владимира Путина помощи. Редактор "ДП" Михаил Шевчук вспоминает другие примеры неудержимой надежды российских бизнесменов на административный ресурс и бюджетные деньги и то, чем это заканчивается.
В конце минувшей недели совладелец российского интернет-магазина "Юлмарт" Дмитрий Костыгин попросил у Владимира Путина помощи. Он хочет, чтобы его компания стала базой для "национального ретейлера электронной торговли", который правительство собралось создавать еще в прошлом году. Президент отреагировал благосклонно, поручив вице-премьеру Аркадию Дворковичу "рассмотреть и изучить" идею.
Неистребима надежда отечественного бизнесмена на государственный ресурс. Ровно год назад братья Михалковы приходили к Путину с предложением дать им денег на создание "убийцы фастфуда" — сети кафе "Едим дома", желая получить бизнес за госсчет. Вопрос, кстати, поручали рассмотреть тому же самому Дворковичу. Получив вежливую рекомендацию поискать денег в банках, режиссеры обиженно удалились "разрабатывать концепцию", каковую пишут до сих пор.
Нельзя не отметить некоторое измельчание планов. Еще совсем недавно совладельцы "Юлмарта" собирались сделать из своего магазина "российский Amazon", а теперь Дмитрий Костыгин пишет о сравнении с "такими компаниями, как Alibaba или Amazon". Amazon от Alibaba отличается тем, что Amazon торгует приличными товарами, а Alibaba — китайскими. Ну хорошо, назовем это "магазином для невзыскательной аудитории". Но закупаться на Alibaba, вероятно, может только тот, кто в 1990-е привык затариваться на рынках с раскладушками. Хотя, конечно, на ширпотребе можно зарабатывать очень серьезно, но для "национального оператора" это все-таки как-то сомнительно; к тому же, чтобы продавать что-нибудь ненужное, надо сначала производить что-нибудь ненужное, а это все производится в том же Китае.
Тема создания российских аналогов неисчерпаема. Ростуризм, помнится, выделял года три назад сотни миллионов на создание "российского Booking.com", а "Ростелеком" объявлял конкурс на создание "российского Skype" на 70 с лишним миллионов. В принципе на бюджетные деньги что-то создать, конечно, можно всегда, но получается обычно поисковик типа "Спутник". Конкурентными же в мировом масштабе почему-то становились компании, которые обходились без господдержки. И Alibaba, кстати, тоже.