Петербургский миллиардер Дмитрий Михальченко рискует лишиться дохода 1 млрд рублей в год от управления торговыми зонами на вокзалах. Пока бизнесмен сидит в Лефортово, РЖД готовят новый конкурс на право управления вокзалами, с которых началась его империя.
Арестованный за контрабанду крепкого алкоголя миллиардер Дмитрий Михальченко и его партнер по бизнесу Николай Негодов могут лишиться эксклюзивного права управлять пятью петербургскими вокзалами и годового дохода 1 млрд рублей, из которых "Российским железным дорогам" (РЖД) достается менее 20%.
"ДП" обнаружил, что у компаний, аффилированных с холдингом "Форум" Дмитрия Михальченко и Николая Негодова, закончились договоры аренды торговых площадей на четырех из пяти петербургских вокзалах, заключенные с РЖД 10 лет назад. Последний договор аренды на Ладожском вокзале, по данным Росреестра, закончится в июне 2016 года.
В холдинге говорят, что продолжают управлять площадями. Источник, близкий к руководству РЖД, подтвердил, что договоры пока пролонгированы. Но в ближайших планах железнодорожной монополии есть вероятность не продолжать отношения с компаниями Дмитрия Михальченко, а выставить право на управление торговыми зонами Московского, Витебского, Балтийского, Финляндского, Ладожского вокзалов на новый конкурс.
Аффилированные с Дмитрием Михальченко компании контролируют 17,5 тыс. м2 торговых площадей вокзалов. Согласно бухгалтерской отчетности, совокупный доход управляющих компаний — 568 млн рублей в год, а чистая прибыль — 88 млн рублей (см. "Торговые площади на вокзалах СПб...").
Возможно, бухгалтерская отчетность не отражает всех аспектов вокзального бизнеса Дмитрия Михальченко.
Брокеры по коммерческой недвижимости говорят, что "Форум" сдает квадратный метр ликвидных торговых площадей на вокзалах по 10 тыс. рублей в месяц. Помимо них еще предлагает по меньшим ставкам офисные помещения, склады.
Средняя ставка аренды — около 5,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц. А это значит, что совокупный годовой доход управляющих компаний превышает 1 млрд рублей. Причем ставки аренды номинированы в долларах, следует из материалов судебных тяжб субарендаторов с управляющими компаниями.
Источник в РЖД сообщил, что железнодорожная монополия получает от компаний Михальченко примерно 150–180 млн рублей в год. В РЖД, вероятно, осознали, какие деньги теряют. "В самое ближайшее время будет поднят вопрос о проведении нового конкурса", — заявил источник, близкий к руководству железных дорог, не называя при этом точной даты объявления конкурса.
Судьба свела
С аренды вокзальных площадей в начале 2000–х Дмитрий Михальченко начал строить свою империю с годовым оборотом около 30 млрд рублей в год.
В 2003 году Петербург готовился праздновать 300–летие. Предстояло навести порядок и на городских неотремонтированных, забитых ларьками вокзалах. Эту работу "Октябрьская железная дорога" (филиал РЖД) поручила АНО "Управление делами Фонда поддержки ФСБ", учрежденной Фондом поддержки ФСБ и СВР. Этот фонд возглавлял Дмитрий Михальченко. Николай Негодов (отставной генерал–майор ФСБ) в то время курировал со стороны Минтранса подготовку транспортных объектов Петербурга к 300–летию. Позже (в 2005–2006 годах) десятилетние договоры на аренду торговых площадей на вокзалы РЖД заключили со специально созданными компаниями холдинга "Форум", которым в равных пропорциях сегодня владеют Михальченко и Негодов.
Правильные друзья
В сентябре 2013 года "ДП" писал, что РЖД не собираются продлевать договоры с фирмами Дмитрия Михальченко. Тогда в Дирекции железнодорожных вокзалов (филиал РЖД) уверяли, что петербургские вокзалы не вписываются в новую стратегию развития, поэтому управляющих вокзалами будут менять. А Московский вокзал РЖД и вовсе собирались реставрировать. Уже тогда все шло к тому, что "Форум" лишится высокорентабельного бизнеса. Но договоры продлили.
Возможно, сохранить бизнес помогло стечение обстоятельств. В августе 2015 года правительство РФ заменило президента РЖД Владимира Якунина на Олега Белозерова — первого заместителя министра транспорта РФ Максима Соколова.
С последним у Дмитрия Михальченко сложились хорошие отношения, когда тот еще возглавлял комитет по инвестициям в Смольном. Став министром транспорта, Максим Соколов поддержал проект Дмитрия Михальченко по строительству в Петродворцовом районе Петербурга порта Бронка. Федеральный бюджет выделил 1,1 млрд рублей на строительство развязки, подъездов к порту от кольцевой автодороги. Затем бюджет выделил 13 млрд рублей на дноуглубление акватории порта.
Конкурс "Росморпорта" на эти работы выиграла входящая в холдинг "Форум" компания "Балтстрой". Хотя до этого компания специализировалась на реставрационных работах. О хороших отношениях чиновника и бизнесмена может свидетельствовать и тот факт, что Дмитрий Михальченко, судя по всему, неоднократно устраивал радушные приемы министру в порту с оркестром и угощениями и сам лично показывал чиновнику, облаченному в парадный китель, как забиваются шпунты, создается причальная стенка. Казалось, что с новым руководителем РЖД Олегом Белозеровым у "Форума" не возникнет проблем с вокзалами.
А теперь о наболевшем
Но теперь представители РЖД, правда неавторизованно, выражают недовольство деятельностью компаний Михальченко: "Вокзалы — места массового скопления людей. Эвакуационные выходы из помещений часто не имеют свободного прохода. Подключения к электрическим сетям осуществляются по серым схемам с грубыми нарушениями норм электробезопасности". Недовольны в РЖД могут быть не только качеством управления, но и получаемыми доходами. "После проведения открытого тендера и процедур по повышению эффективности операционная выручка от аренды в пользу РЖД может возрасти в 2–3 раза", — предполагает один из экспертов, попросивший не называть его имя в прессе. Эксперты, знакомые с организацией торговли на петербургских вокзалах, комментируют этот вопрос исключительно на условиях анонимности. В частности, они отмечают, что в случае привлечения профессиональной управляющей компании, ротации арендаторов, эффективного размещения торговых островов и вендингового оборудования полезную площадь торговых зон можно увеличить с 17,5 тыс. до 18 тыс. м2. Холдинг "Форум" рискует потерять не только вокзальный бизнес. Минкульт РФ заявил о намерении пересмотреть контракты с "Балтстроем" после ареста Михальченко и возобновлении скандала о хищении 200 млн рублей бюджетных средств во время реставрации Изборской крепости. Участники рынка рады грядущим переменам и намерены участвовать в конкурсе РЖД.
“
Безусловно, мы будем участвовать в таком конкурсе. Это очень интересный проект, и нам есть что предложить РЖД. Сейчас коммерческие помещения на вокзалах напоминают о советском времени. Необходимо изменить их внешний облик так, чтобы они стали украшением вокзалов. Важно подобрать более интересный пул арендаторов. В конкурсе необходимо учесть экономическую составляющую контракта, позволяющую получать управляющей компании прибыль. Вторым условием должно стать заключение долгосрочного договора — не менее чем на 5 лет, а в идеале — на 10.
Денис Цытрин
управляющий директор FacilityManagement NAI Becar
“
Желающих участвовать в конкурсе на управление будет много по понятным причинам: высокий трафик и наличие метро у каждого вокзала, есть потоки, которые можно использовать. Вопрос в условиях конкурса: важно понимать стоимость управления! Так как ситуацию надо обновлять, а соответственно, вкладывать деньги, нужен задел для зарабатывания. Пока же на вокзале нет хотя бы современной кофейни, типа Starbucks, которая соответствует современным стандартам и продает вкусный кофе. Все точки торговли, которые сейчас присутствуют на вокзале, создают весьма мрачную атмосферу.
Станислав Ступников
Руководитель направления торговой недвижимости "БестЪ. Коммерческая недвижимость"