«Блоги «ДП». Дмитрий Еременко: Почему нужно считать, а не цитировать Путина

Контрсанкции, запреты, капремонт – чиновники нередко вмешиваются в экономику по неэкономическим соображениям. Глава компании «Трубы Hobas» Дмитрий Еременко в «Блогах «ДП» объясняет, что происходит, когда вместо расчетов используют цитаты из Путина.

При написании плана мы оцениваем результат, который хотим достигнуть, и ресурсы, которые надо потратить, определяем источники этих ресурсов. Если это стратегический замысел – то можно не отвлекаться на такие мелочи, достаточно убеждения, что «так надо», и мнения уважаемых людей.
При составлении планов развития производства молочных продуктов не стоит игнорировать то, что корова начинает давать молоко примерно года в два – когда созревает и становится мамой. Да и саму корову еще «сделать» надо. Это тоже процесс, хоть и доведенный почти до технологического уровня, но тоже, увы, не самый быстрый. Ускориться – даже с помощью прокурорских и депутатских проверок и всех регуляторов, вместе взятых, – нельзя, но от избытка усердия можно попытаться.
Конечно, кроме стратегического замысла «сделать так, чтобы все было свое», был и политический заказ, требовавший помахать перед носом у поляков и прочих неблагодарных прибалтов нашим решительным и симметричным контраргументом. Создание на рынке искусственного дефицита было неизбежным, как неизбежными были рост цен и замещение продукта суррогатом. С первым должны были справиться опять-таки депутаты-прокуроры-контролеры и бдительная общественность, а со вторым – министерства и надзоры, набившие руку на происках коварных швейцарских сыроделов, канцерогенных шпротах, жучках-мутантах и прочей генно-модифицированной угрозе. По крайней мере, все очень убедительно хмурили брови и кивали в унисон. Дальше пытались, пытались усердно и неустанно, но… опять что-то пошло не так.
Способ победить тупую коровью медлительность с помощью современных технологий нашелся быстро и легко. Благо наши регуляторы обладают редким умением определять пригодность и качество продукта по политическим соображениям. Они далеко не первый год рассуждают, сколько же продукта на нашем рынке похоже на сыр и надо ли его делать из молока или это не так уж и обязательно.
Непростой вопрос – сколько пальмового масла и какого качества можно добавлять в мороженое – и раньше был хорошим поводом для них, чтобы впасть в задумчивость. Если раньше развитию конкурентоспособности мешали европейские коровы, то теперь – тихоокеанские пальмы.
Причину всех проблем долго не искали – гаденькая, но плотно укоренившаяся привычка считать деньги в чужом кармане опять укажет на жадных ретейлеров, все-таки сговорившихся за спиной у депутата Яровой и господина Артемьева (ловкие же сволочи!). Министерства и надзоры со своим «эффективным» регулированием как бы и «не при делах». Покупатель остается при своей изжоге и пустом кармане, а фермеры – что фермеры? У фермеров огромный прогресс – прямая линия и Владимир Владимирович, да на всю страну, задался вопросом. Так и до адресной помощи недалеко, если, конечно, договоримся, ну что вы хотите, сами слышали – у нас менталитет такой.
Капитальный ремонт: определенных планов не было и быть просто не могло, но деньги начали собирать уже потому, что есть идея и нет возможности спорить с ее авторами. Собирать и уже на ходу придумывать, сколько собираем и зачем, – это трудно объяснить с точки зрения экономического планирования. Выдернули из экономического оборота десятки миллиардов в кризисный год, но идея-то хорошая!
Лучшее обоснование инновационных проектов – регулярное и ритмичное повторение терминов и словосочетаний «кластер», «конкурентоспособность», «инновационный» (само собой!), «опережающее развитие» (кого опережаем и зачем?) и дальше – «глобальный», «высокомолекулярный», «композитный» и т. д. «Нано…» уже как-то попахивает, но тоже сойдет. Да, еще рейтинги и презентация на сенсорной панели… Это уже как мантры и фетиши – участники на собраниях доводят себя почти до экстаза, особенно в присутствии духовных лидеров из какой-нибудь федеральной структуры, обещающих пролить немножко благодати из сотен миллиардов зарезервированных.
Индустриализации… модернизации… Развиваем всеми силами, любой ценой, а производство чего? Чем это лучше аналогов-субститутов, кроме малопонятных прилагательных? Кто это будет покупать и на какие шиши? Государственное потребление, административная изоляция потребительского рынка – ответы, не имеющие отношения к экономическому и технологическому развитию.
Сначала план, потом деньги. В компаниях с профессиональным управлением любые стратегические замыслы проходят фильтр на стадии планирования. Великие визионеры с гениальным предвидением тоже не обходятся без бизнес-плана, анализа целевого рынка, всей цепочки от производства до реализации и понимания, кто и чем рискует и на какой результат рассчитывает. Выживание в условиях конкуренции диктует лидерам необходимость инвестировать в эксперименты и формирует запрос на инновации. Это не инновации ради инноваций, а поиск новых инструментов для решения уже понятной задачи.    
Стратеги с поверхностным бизнес-образованием и убедительной риторикой слетаются на чужие деньги, как мухи на теплое. В бизнесе они удерживаются на одном месте до тех пор, пока есть готовность платить за их обещания и туманные перспективы.
В государственном бюджете – самое большое количество чужих денег, собранных в одном месте. При недостатке экономической и технической аргументации в нашем случае ее можно легко заменить цитатами из Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича. Причем по объему и частоте цитирования можно легко определить качество плана, точнее его полное отсутствие. Главное – генерировать замыслы и говорить правильные слова, пока никто не собирается проверять их планом и расчетом.
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru.