Жителей столицы шокировали и огорчили скульптуры, установленные в рамках фестиваля "Московская весна". "ДП" узнал у архитекторов, стоит ли петербуржцам радоваться, что подобные инициативы не реализуют в нашем городе.
Жители столицы раскритиковали скульптуры, установленные в городе в рамках фестиваля "Московская весна". "ДП" узнал у петербургских архитекторов, что они думают о скульптурах и может ли Петербург избежать подобного оформления.
22 апреля в российской столице стартовал фестиваль "Московская весна". Он продлится до 9 мая, и в течение этого времени планируется провести ряд развлекательных и образовательных мероприятий. Но самым ярким моментом фестиваля уже стала установка праздничных скульптур и арт-объектов. На 26 площадках Москвы появились гигантские пасхальные яйца, три богатыря, дядя Степа, спортсмены, пионеры, герои библейских сюжетов и огромные зайцы. Обошлось все это недешево: в соответствии с сайтом госзакупок, на фестиваль было потрачено 189,3 млн рублей. Но многие москвичи дорогостоящие скульптуры не оценили. Например, больше остальных критике подверглась "Юность весны" – зеленая женская голова, установленная на Пушкинской площади. Пока журнал National Geographic искал сходства с установленной в Монреале в 2013 году скульптурой "Мать-земля", москвичи сочли "Юность весны" неуместной и даже иронично сравнили ее с героиней мультфильма про Шрека. Другие жители обеспокоились соседством зеленой головы с памятником Пушкину. В итоге уже в субботу было решено на всякий случай перенести неоднозначный арт-объект из центра города к станции метро "Сходненская".
Впрочем, пластиковая сакура на Кузнецком мосту, пальмы у Большого театра и пасхальные яйца с глазами и заячьими ушами тоже пришлись по вкусу далеко не всем. А "ДП" узнал, что думают о скульптурах "Московской весны" петербургские архитекторы.
Финансирование абсурда
Скульптуры, показавшиеся рядовым москвичам странными и неуместными, специалисты тоже оценивают не слишком высоко, посчитав, что, например, та же "Юность весны" напоминает канадскую скульптуры лишь тем, что она тоже случайно оказалась зеленой. В целом же появившиеся в городе праздничные арт-объекты петербургские архитекторы назвали откровенно безвкусными.
"Если выделять ключевые слова – это кошмар и безвкусица. Удручающее впечатление производит то, сколько людей просматривали эти эскизы и давали добро на финансирование этого абсурда. Солидные организации, занимающиеся благоустройством города, наряду с удачными примерами продемонстрировали совершенно вопиющие недоразумения. Это я говорю очень мягко, потому что по вкусу все это ниже нуля. Городская скульптура должна прививать и развивать вкус населения. Если она его опускает еще ниже, причем довольствуясь какими-то восторгами людей, заведомо лишенных элементарных художественных представлений, то, наверное, это худшее из того, что может быть", – говорит профессор кафедры урбанистики и дизайна городской среды СПбГАСУ Валерий Нефедов.
Но несмотря на то, что многие признают чудовищность арт-объектов "Московской весны", есть мнение, что попытку столичных художников быть креативными стоит все-таки оценить и попытаться порадоваться установленным скульптурам. А чтобы ошибки этого года не повторились в следующий раз, раскритиковать работы все-таки можно, но чуть позже.
"Все это московское оформление, конечно, не блещет вкусом. Но гражданам не нужно оскорбляться, всякого рода обиды нужно высказывать после праздников и на это же время оставить любые "разборы полетов". Художники проявили немалую изобретательность, да, возможно, в чем-то их подвел вкус, но что же теперь делать", – говорит руководитель архитектурного бюро "Студия-17" Святослав Гайкович.
Не так и плохо
Впрочем, сама идея установки временных конструкций, по мнению архитекторов, выглядит достаточно привлекательной и даже инновационной. В конце концов, стоит вспомнить, что скульптуры, не понравившиеся горожанам, хоть и задержатся в городе до конца лета, но все же со временем будут демонтированы.
"Мне кажется, что такие инициативы важно поддерживать. Это креативный подход, и он имеет право на существование. Более того, я надеюсь, что нечто подобное когда-нибудь появится и в нашем городе. Необязательно это должны быть какие-то конкретные скульптуры, это может быть что-то абстрактное, то, что не заденет чьи-либо чувства и убеждения. Что касается критики со стороны жителей, когда люди видят что-то незнакомое и непривычное, они пугаются. Наверняка и песчаные скульптуры у Петропавловской крепости тоже кому-то не нравились. Всем не угодишь", – считает Олег Манов, руководитель архитектурного бюро FUTURA-Architects.
Хорошо, что не у нас
Конечно, далеко не все ждут того, что в Петербурге будет реализовано нечто подобное. Ряд архитекторов все же рады тому, что "не наступила петербургская весна со всем этим кошмаром, выплескивающимся на улицы нашего города". "Слава богу, не у нас!" – восклицают они.
Но отсутствие вкуса специалисты нередко замечали и при оформлении петербургских улиц, поэтому гарантий, что беспощадно креативная весна не нагрянет однажды и в наш город, все же нет.
"К сожалению, и в Петербурге много претензий к тому, что дурной вкус вылезает всегда, когда речь заходит о праздничном оформлении города. Контролировать такие вещи должен главный художник города, и, возможно, проблема в том, что отсутствует должного рода контроль. К тому же в долгосрочной перспективе художественным образовательным учреждениям также стоит обратить внимание на формирование современного вкуса у молодых специалистов", – рассказывает Святослав Гайкович.