Китайская линия метро

Компания "И.И.С." Глеба Евтушенко пытается привлечь китайских инвесторов к строительству первого в России частного метро от Лахты до Васильевского острова. Стоимость проекта — $1 млрд.

Компания "Инвестиции. Инжиниринг. Строительство" ("И.И.С.") Глеба Евтушенко разрабатывает проект строительства ветки метро в Петербурге по схеме государственно–частного партнерства. Интерес к проекту стоимостью $1 млрд проявили китайские инвесторы.

Частная инициатива

Компания "И.И.С" уже 3 года работает над концепцией ветки частного метро в Петербурге. Проект затрагивает четыре станции: "Лахта", "Новокрестовская–2", "Морской фасад" и "Шкиперская". Все они станут частью продолжения оранжевой (Правобережно–Лахтинской) ветки на юг.
Совладелец "И.И.С." Глеб Евтушенко рассказал, что в компании ему принадлежит 30%. Своих партнеров бизнесмен не раскрывает. Ранее среди них называли Олега Дерипаску, но, по словам Глеба Евтушенко, миллиардер "не имеет никакого отношения к компании". "И.И.С." выполняет крупные господряды по строительству инфраструктурных сооружений, в том числе намывала землю для строительства станции метро "Новокрестовская".
По словам Глеба Евтушенко, проект "является частной инициативой" и пока не был представлен ни властям города, ни руководству метрополитена. Объем капитальных вложений в него оценивается в $1 млрд. До конца 2016 года планируется завершить разработку технико–экономических показателей — эту работу, а также проектирование ведет институт "Ленметрогипротранс". В 2017 году проект планируется представить в Смольном.

Китайская подземка

Инвесторов планируется привлечь из Китая. "Китайские партнеры заинтересованы в том, чтобы вместе с финансированием предоставить оборудование", — говорит Глеб Евтушенко.
Срок окупаемости проекта составит не менее 10–15 лет, возвращать инвестиции планируется, получая плату за проезд. Рассматривается вариант отдельного тарифа для этого отрезка метро. Кроме того, возможно коммерческое использование площадей в вестибюлях и территорий, прилегающих к станциям.
Если город даст добро на строительство частного метро, "И.И.С." рассчитывает реализовать проект в течение 5 лет. По нынешней схеме открытие станций "Новокрестовская–2", "Морской фасад" и "Шкиперская" запланировано на 2019–2025 годы, "Лахта" — только после 2025 года.
"Это попытка привлечь частные инвестиции в отрасль метростроения, и был выбран достаточно интересный проект, который может позволить найти механизмы окупаемости привлеченных частных денег в эту сферу, — уверен Глеб Евтушенко. — На наш взгляд, эта идея абсолютно реалистична".

Изучить букву

В Смольном действительно пока не знакомы с идеей. В комитете по инвестициям отметили, что частный инвестор не может вкладывать деньги в строительство метро, поскольку это противоречит сразу двум федеральным законам — о недрах и о госбезопасности.
Партнер фирмы Maxima Legal Владимир Килинкаров не согласен: "Реализовать проект возможно. В законе о концессиях четко прописано, что объектом концессионного соглашения могут быть объекты инфраструктуры метрополитена". Управляющий партнер "Дювернуа Лигал" Егор Носков отмечает, что иностранные инвесторы успешно работают в сфере освоения недр в России, поэтому в этом плане препятствий не видит.
Председатель совета директоров аналитического бюро "Дорн" Андрей Карпов обращает внимание, что метро не только выполняет транспортную функцию, но и выступает объектом гражданской обороны, а это может осложнить реализацию проекта.