Накануне выборов у отечественных депутатов обостряется желание принять еще какой-нибудь закон. Президент корпорации "ТехноНиколь" Сергей Колесников в "Блогах "ДП" напоминает депутатам, что для бизнеса чем меньше новых законов, тем лучше.
В последнее время в России на уровне высших органов государственной власти довольно много говорится о необходимости сокращения административных барьеров и снижения бюрократического давления на бизнес. Однако проблема заключается не только в бесконечных проверках со стороны большого количества регулирующих структур. Ключевым вызовом для российской экономики и деятельности инвесторов сегодня является избыточное законодательное регулирование.
С начала 2000-х годов среднее число принимаемых федеральными депутатами законопроектов увеличилось примерно в 3 раза. Сегодня в России действует более 6 тыс. федеральных законов и около 30 тыс. постановлений правительства. Нужно учитывать еще различные подзаконные акты и другие нормативные документы. Кроме того, правотворчеством занимаются и региональные органы власти.
Все это создает нормативный хаос — зачастую юристы компаний не успевают изучить действие новых норм, когда вносятся очередные поправки, значительно меняющие смысл нормативного акта. Важной проблемой является также противоречивость многих норм. Все это создает непрозрачные и постоянно изменяющиеся правила игры, что отпугивает иностранных и российских инвесторов.
В таких условиях важно взвешенно подходить к разработке и рассмотрению любых законодательных поправок. Безусловно, нужно отметить позитивные сдвиги во взаимодействии законодателей и общественности. Распространенной практикой в последнее время становятся общественные слушания, помогающие предотвратить принятие наиболее спорных правовых норм.
Но крайне важно, чтобы слушания не превращались в формальный инструмент, особенно когда речь идет о внесении изменений в основополагающие нормативные документы, такие как кодексы. Сегодня рассматривается широкий спектр поправок в Кодекс об административных правонарушениях: планируется ужесточить многие нормы, в том числе ввести ликвидацию юридического лица, запрет авиаперелетов, блокировку банковских счетов без решения суда и многое другое. На наш взгляд, это идет вразрез с политикой федеральных органов власти, направленной на улучшение бизнес-климата и повышение инвестиционной активности в стране.
Безусловно, никто не говорит о том, что необходимо приостановить принятие новых законодательных актов. Но новые нормы должны решать конкретные задачи, отвечать поставленным целям. Соответственно, должны быть обозначены какие-то плановые показатели по их достижению.
Например, сейчас проходит межведомственное согласование "дорожная карта" по повышению энергоэффективности зданий в РФ. Она предусматривает внесение поправок в целый комплекс законодательных и нормативно-технических документов. Однако в данном случае нормотворчество носит системный характер и обусловлено практической необходимостью.
Кроме того, целесообразно сконцентрироваться на улучшении межведомственного взаимодействия в рамках действующих норм. Например, производители, экспортирующие свою продукцию за рубеж, заинтересованы в скорейшем объединении баз налоговых и таможенных органов. Это как раз не вопрос принятия нового нормативного акта, а решение задачи по автоматизации.
В концепции бережливого производства есть принцип "инновации прежде инвестиций": прежде чем вкладывать средства в значительные улучшения, изучи возможность позитивных изменений в рамках существующей системы. Тот же самый принцип можно экстраполировать и на законодательство. В Российской Федерации сейчас достаточное количество законов и нормативных актов для регулирования большинства сфер общественной жизни. Задача должна заключаться скорее в их систематизации и обеспечении прозрачности и эффективности правовой системы.
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru.