Малые и средние компании города, согласно опросу "Gazelle Бизнеса", считают одной из основных угроз для себя в 2016 году отзыв лицензий у банков и его последствия.
Малому бизнесу всегда было сложно пополнить оборотные средства с помощью кредитов или частных инвесторов, но в 2015 году появилась новая беда: теперь компании часто лишаются доступа даже к собственным, заработанным деньгам.
Банки и партнеры
"Проблема неплатежей в 2015 году стала для нас основной, и, думаю, она будет еще более выраженной в 2016 году", — пишет в своей анкете представитель строительной фирмы "ПрофМастер" Алексей Агапкин. С ним согласны и в ООО "Компания Вершина", которое сдает в аренду грузоподъемную технику.
Почти все участники конкурса "Gazelle Бизнеса — 2016" "Делового Петербурга" рассказали, что в этом году выбор банка ощущали как игру в лотерею. За 2015 год ЦБ РФ отозвал 93 банковские лицензии, и даже если предприниматели не теряли деньги совсем, средства замораживались на месяцы. Им, в свою очередь, нечем было расплатиться с поставщиками — и замкнутый круг неплатежей продолжался. Точно так же ведут себя и госструктуры, заказы которых выполняют малые фирмы. "Мы готовы принимать участие в различных государственных программах по энергосбережению — как напрямую, так и через наших региональных партнеров, но нести на себе бремя их финансирования сейчас особенно тяжело", — сетуют в ЗАО "Термотроник".
В этом году ситуация пока не меняется: каждую неделю появляются как минимум одно–два сообщения об отзывах лицензий. Александра Ефимова, совладелица компании по производству сумок ИП Наталья Васильева, рассказывает, что фирма с конца апреля не может вести продажи через сайт. Причина в том, что агрегатор онлайн–платежей "Робокасса" (его услугами пользовались около 20% российских интернет–магазинов) из–за предписания ЦБ перестал проводить платежи в пользу физлиц и предпринимателей. "В таких случаях может спасти только интуиция, — говорит Александра Ефимова. — Повезло, что мы хотя бы выводили деньги, которые приходили через сайт, а многие ведь копили — и теперь не могут ими пользоваться".
Что делать
Решают эти проблемы предприниматели по–разному: в ООО "Гельстер", например, замороженные в банке средства удалось компенсировать из личных накоплений. В ИП Васильева сейчас ищут нового платежного оператора: фирму спасло то, что сайт не был единственным каналом продаж. Также предприниматели пытаются возместить потери оборота за счет кредитов, но это становится только сложнее. Алексей Банников, гендиректор ООО "Фотосклад", рассказывает, что многие испытывают недостаток оборотных средств, но проблема не только в том, что серьезно возросли ставки по кредитам; теперь банки всегда требуют твердый залог. "У магазинов, как правило, его нет: все деньги вкладываются в товар", — поясняет он.
В такой ситуации предприниматели советуют, во–первых, насколько возможно, снизить затраты, отказаться от всего лишнего. При этом не снижая качество — иначе уйдут клиенты. Экономят компании в основном за счет поиска новых поставщиков, иногда — сокращения персонала. В компании "Вершина", которая специализируется на аренде тяжелой техники, чтобы снизить траты, начали внедрять новые технологии: например, установили системы фиксации расходов на топливо.
А вот расходы на рекламу, как ни странно, многие даже повышают, чтобы "перебить" растущую конкуренцию. Также малый бизнес начинает активнее развивать экспорт, чтобы зарабатывать в "дорогой" валюте и покрывать кризисные расходы и риски. Главное — договариваться с партнерами, не исчезать из их поля зрения, даже если вы не можете платить. Отвечать на звонки, составлять графики или даже договариваться о бартере. Возможно, тогда кризис поможет приобрести надежных партнеров на десятилетия.