Российские политики нацеливаются на "проблему-2018", выступая с различными концепциями устройства государства. Их еще нельзя назвать оформившимися, но очевидно, что к борьбе влияния в окружении Владимира Путина готовятся, и кто-то в этой борьбе сделает неверную ставку.
Спикер Совета Федерации
Валентина Матвиенко в последние недели демонстрирует государственное мышление. То есть предлагает различные управленческие нововведения. Например, недавно в Петербурге, выступая на заседании Совета законодателей, предложила "поручить подготовку документов, касающихся стратегического планирования, какому-то конкретному госоргану". И заметила, что страна нуждается в "форс-мажорных менеджерах".
Несколькими днями раньше Валентина Матвиенко навела в регионах немало шороху, предложив укрупнять регионы в стране. Вообще, эта идея в свое время овладевала ее умом еще в бытность губернатором Петербурга, но, во-первых, тогда речь шла только о вполне объяснимом стремлении объединить Петербург с Ленинградской областью, во-вторых, про укрупнение регионов уже давно не вспоминают.
Есть версия, что заход был сделан только с целью заставить понервничать некоего губернатора из восточной части России, будто бы неугодного, но вот выясняется, как пишет "Коммерсант", что в Совфеде разрабатывается все-таки целый проект создания макрорегионов на экономической основе с перераспределением полномочий. То есть чтобы Конституцию менять не надо было, но как-то все-таки укрупнить. И, надо полагать, отдать под начало тем самым мажорным менеджерам.
А еще чуть раньше спикер верхней палаты парламента выступила с инициативой продолжения муниципальной реформы: одновременно раскритиковав то, что пока получилось ("О серьезных изменениях к лучшему пока говорить не приходится"), Валентина Матвиенко заявила, что нужно ужесточать политику и усиливать ответственность руководителей.
В общем, где-то за месяц спикер наговорила на хорошую политическую реформу - суперрегионы под мобилизационным управлением и с единым планирующим центром. Ее новые заявления отличаются от стандартного предложенческого ража типа идеи создать единый новостной портал или международный трибунал по преступлениям украинских властей - в них прослеживается система, и они не ситуативны. Это трудно объяснить и приближением выборов; в отличие от предшественника Сергея Миронова, у которого была своя партия, Валентина Матвиенко в партийных игрищах не замечена. Стоит вспомнить, что именно она пару лет назад настаивала на создании комитета по межнациональным отношениям (федеральное агентство по делам национальностей появилось в прошлом году).
На самом деле объяснить повышение активности приближением выборов можно, только не парламентских, а президентских. Каждые президентские выборы в России условно называют "проблемой", которую, как предполагается, предстоит решить. Сейчас на повестке дня, стало быть, "проблема-2018", заключающася ровно в том же, в чем и все предыдущие "проблемы", а именно: уйдет Владимир Путин с президентского поста или нет, и для обоих случаев - как будет после этого выглядеть страна, и кто останется в обойме.
К этой проблеме разные подразделения власти подступаются с разных сторон. Недавно экс-министр финансов Алексей Кудрин возглавил совет Центра стратегических разработок и тоже будет трудиться над проектами реформ. Какими они будут, можно догадаться из его предварительно сделанного высказывания: "Я думаю, что и элита, и особенно бизнес-элита, и рабочий класс скоро почувствуют, что институты судебной системы, госуправления, образования и здравоохранения неудовлетворительно работают. Уверен, мы стоим на пороге новых изменений... культура и институты нашего общества позволяют уже иметь требования к власти к перестройке".
Представляет ли Валентина Матвиенко какую-то альтернативную группировку или пока просто хочет показаться полезной, неважно. В любом случае кому-то же она считает нужным показаться полезной с такими взглядами. Пока мы имеем дело с зародышами концепций - не обязательно, кстати, их будет только две, - но если яйцо снесено, то из него, скорее всего, кто-то вылупится; очевидно, что концепции оформятся и в ближайшие годы в окружении Путина развернется борьба между вариантами развития. Все как обычно - сначала на арену выходят эксперты, а затем политики начинают собирать сторонников. Сама по себе идея необходимости реформ в Кремле, кажется, утвердилась, но ставка не на ту лошадь кому-то обойдется в итоге дорого.