Акции Apple, самой дорогой компании в мире, дешевеют на данных финансовой отчетности. Похоже, главный продукт компании — iPhone — теряет статус культового.
В марте 2016 года
Apple уступила лидерство на родном и главном для себя американском рынке смартфонов: ее обошел Samsung, за счет успешных продаж новых флагманских аппаратов занявший 28,8% рынка, доля Apple составила только 23%, сообщает гонконгская исследовательская фирма Counterpoint Research.
Лидеры мировых продаж меняются местами не первый раз. Однако сейчас все это сопровождается многочисленными тревожными звонками по поводу финансового положения Apple.
Самое главное: во II финансовом квартале 2016 года (закончился 26 марта) Apple зафиксировала снижение общей выручки впервые с 2003 года и сокращение продаж iPhone — главного продукта компании — впервые со времени его запуска в продажу в 2007 году: корпорация реализовала 51,19 млн аппаратов против 61,17 млн за сопоставимый период прошлого года.
Читайте также:
Apple
Apple собирается купить медиаимперию Time Warner
Губительное совершенство
В России ситуация, на первый взгляд, выглядит прямо противоположно. Например, крупнейший сотовый ретейлер "Евросеть" рапортует о том, что на российском рынке смартфонов в I квартале 2016 г. как раз компания Apple обошла Samsung и стала лидером, опережая конкурента по доле в деньгах на 9% — 33% против 24.
"
Связной
", незначительно расходясь в цифрах, подтверждает эту информацию: "В I квартале продажи iPhone показали самую высокую динамику роста среди самых популярных брендов смартфонов".
Но, сравнивая конкурентов, нельзя не учитывать, что в 2015 году Samsung потерял сразу несколько дилеров в России: от продаж его продукции отказались "Евросеть", "Связной", "МегаФон" и "Билайн". Почти все продажи Samsung идут через салоны, открытые ретейловым подразделением МТС. Таким образом, на фоне этой холодной войны Samsung уступил конкуренту не так уж много, и ряд экспертов считает, что компания может потерянное отыграть, в то время как перед Apple встают трудноразрешимые задачи.
В Mobile Research Group считают, что "культовый статус Apple стремительно размывается и в ближайший год ситуация на рынке изменится в пользу Samsung". В аналитическом агентстве располагают альтернативными данными относительно продаж "яблочных" аппаратов: "В России в I квартале 2016 года продажи iPhone упали сильнее, чем в прошлом году: спад на 15% против прошлогоднего результата 7%. Американский бренд, конечно, занимает большую долю рынка в денежном выражении — порядка 30%, но Samsung подобрался очень близко и продолжает набирать обороты".
Генеральный директор агентства TelecomDaily Денис Кусков отмечает, что российские продажи iPhone были в последнее время неплохими, но большая их часть приходилась на модель 5S (далеко не самая последняя) и так называемые восстановленные iPhone (их еще называют Refurbished, или просто Ref, — это смартфоны, отремонтированные либо на заводах Apple, либо на других предприятиях в Китае) — продаются такие аппараты со скидкой.
Основные приобретатели предшествующих моделей, а также iPhone Ref — не адепты культа Apple, а обычные любители разумных покупок. Поклонники же недостаточно стимулированы к замене своих гаджетов. "Дело в том, что iPhone практически доведен до совершенства, последняя модель уже почти не отличается от предыдущей — многие не видят смысла ее менять", — говорит генеральный директор компании "Рустелеком" Юрий Брюквин.
Мировая скорбь
После публикации отчетности акции Apple за первые полчаса торгов 27 апреля упали на 7,8%, до $96,1 за бумагу, с начала апреля компания потеряла 14% капитализации ($83 млрд).
Один из крупнейших внешних акционеров Apple Карл Айкан продал весь свой пакет за $4 млрд из-за падения продаж смартфонов в Китае. Позже глава хедж-фонда Seabreeze Partners Management Даг Касс потребовал отставки генерального директора Apple Тима Кука, заявив, что Apple нуждается в человеке, который может "смотреть в будущее и подстраивать компанию под свою волю".
Черной дырой для Apple стал Большой Китай (КНР, Гонконг и Тайвань): замедление экономики, а также насыщение рынка премиальными смартфонами повлекло неизбежный спад продаж на этом рынке — втором по значимости для Apple.
Еще одним важным фактором стало укрепление доллара. Из-за этого цены на iPhone в Европе и Азии взлетели на 20% за последние 2 года, и пользователи стали чаще выбирать более дешевые смартфоны конкурентов корпорации.
В этом году Apple и Samsung почти одновременно выбросили на рынок новинки. Samsung начал продавать свой флагман в России в середине марта. Компания сообщала, что "в течение первых 3 дней спрос вырос в 4 раза по сравнению с прошлым годом за аналогичный период". Неофициальные данные, поступавшие из разных источников, сообщали о тысячных продажах ежедневно.
По данным Hi-Tech Mail.Ru, продажи новой модели iPhone SЕ в России в первый уик-энд провалились: с 31 марта по воскресенье 3 апреля было ввезено не более 400 штук iPhone SE, а продано — около 150. Правда, речь идет о серых поставках. Однако раньше счет ввезенных серых новинок iPhone шел на тысячи: в первые уик-энды в РФ пришли 15 тыс. пятерок iPhone и 5 тыс. шестерок. При этом есть информация, что аппаратов завезено так мало из-за дефицита у поставщика.
“
Проблема Apple в том, что iPhone слишком дорогой. После выхода iPhone 6 партнеры Apple, чтобы продать его, сами сбивают цены, предлагая, например, вернуть несколько тысяч на телефон. Культовый имидж Apple страдает от этих конских ценников. В России iPhone всегда были желанны, и сейчас их продажи держатся за счет восстановленных (отремонтированных. — Ред.) моделей. Но покупатели этих смартфонов — потребители второй и третьей волны, у них просто нет денег на актуальные модели. А вот законодатели мод, потребители первой волны, переходят на другие бренды.
Эльдар Муртазин
ведущий аналитик Mobile Research Group
“
В свое время iPhone совершил революцию, тогда на рынок телефонистов пришли компьютерщики, которые внесли принципиальные изменения в архитектуру телефонов. Все последние годы Apple просто улучшала этот продукт, совершенствуя отдельные характеристики, но бесконечно продавать одну идею невозможно. К тому же конкурирующая платформа Android открыта для разработчиков и позволяет всем мировым производителям делать все новые более совершенные гаджеты. Дальше вопрос в том, сможет ли Apple предложить нечто новое.
Леонид Коник
генеральный директор группы компаний ComNews