Блоги "ДП". Дмитрий Порочкин: Чем грозит повышение налогов

Чиновники часто говорят, что в России самые низкие налоги, но с учетом всех платежей это совсем не так. Новое повышение поставит под угрозу экономику в целом, пишет в "Блогах "ДП" глава Московского клуба молодых предпринимателей Дмитрий Порочкин.

Помните старое как мир высказывание о том, что "в этом мире неизбежны только смерть и налоги"? На сегодняшний день российские реалии легко могут скрепить их воедино, если речь идет о бизнесе. Увы, но существующая система налогов в нашей стране действительно может привести к тому, что бизнес окажется на грани жизни и смерти. Во всяком случае малый и средний.
Сегодня как никогда государству нужны деньги — это факт. Бюджет на 2016 год был сверстан с запланированным дефицитом в 2,36 трлн рублей — и это при нефти в $50 за баррель. Но, как видим, такие цены на сырье остаются в области фантастики. Даже при благоприятном раскладе и средней цене в $40 федеральный бюджет недополучит 1,2 трлн рублей, а это 8,7% от всех доходов бюджета на текущий год. В условиях стагфляции это катастрофа. С учетом такого дефицита и табу на наращивание внешнего долга речь о помощи предпринимателям давно не идет… Государство ломает голову, как бы обеспечить все социальные обязательства даже в их нынешнем урезанном виде без полноценной индексации. Где взять на это денег, если на нефтяные доходы повлиять практически невозможно? Вот и взялись за остальные "доходы". Речь в первую очередь идет о налогах и сборах.
Нас все время пытаются убедить в том, что в России налоги для бизнеса одни из самых низких. Особенно выгодно этот тезис выглядит в сравнении с развитыми западными странами, где размеры налогов в разы превышают наши. Но почему же тогда мы не видим очереди из желающих открыть свое дело? И где толпы иностранных инвесторов, желающих вложиться в отечественное производство? Почему они не слетаются на такие, казалось бы, идеальные условия: низкие налоги, рабочая сила уже дешевле, чем в Китае, энергия недорогая, а за счет дешевого рубля отечественная продукция имеет конкурентное преимущество? Но очередь инвесторов не то что не растет, она сокращается. По словам министра экономического развития Улюкаева, общий спад инвестиций в 2015 году составил 8,4%, а по данным конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), прямые иностранные инвестиции в 2015 году рухнули аж на 92%.
Если обратиться к другим источникам, например к Всемирному банку, то становится ясно, что все это происходит не только по вине санкций и прочих внешнеполитических перипетий. Формально налог на прибыль у нас действительно небольшой, но дело в том, что только им одним выплаты не ограничиваются. В России есть огромное количество платежей, которые формально налогами не являются, но фактически имеют все признаки таковых. Это множество различных сборов, которые должен заплатить предприниматель, например торговый сбор в Москве, портовые сборы, сбор за утилизацию отходов или нашумевший в последнее время сбор за проезд грузовиков по федеральным трассам. Всего на федеральном уровне торгово-промышленная палата РФ насчитывает 50 таких платежей, а на региональном — до 70.
В итоге получается средняя нагрузка на предпринимателя — 47% от прибыли! Впереди России по этому показателю находятся в основном бедные африканские страны. Есть и несколько развитых — Германия, у которой нагрузка составляет 48,8%, Австрия с 51,7% и Италия с 64,8%. Но там бизнес видит, за что платит: легко проследить, как налоговые платежи идут на развитие инфраструктуры, помогающей, в свою очередь, развитию бизнеса. У нас же сборы есть, а результат виден далеко не всегда.
Возьмем тот же "Платон" — вырученные деньги в первую очередь пойдут вовсе не на реконструкцию федеральных трасс, которые могли бы упростить логистику и снизить издержки на транспортировку грузов. Полученные средства пустят на строительство платной объездной дороги вокруг Хабаровска.
В других же странах налоговая нагрузка меньше: в США платят 43,9% от прибыли, в благополучной Норвегии — 39,5%, в Канаде и вовсе 21,1%. И это не теория, а практика: производство сельхозтехники выносится многими странами в Канаду, легкая промышленность — в Китай, поскольку там издержки по оценкам предпринимателей из данной отрасли на 40-60% меньше.
Безусловно, в нынешней экономической ситуации бюджет нуждается в увеличении налоговых поступлений. Для этого есть два пути. Первый — это развитие бизнеса в России, чтобы доходы государства росли вместе с доходами предприятий. Но, к сожалению, этот путь показался нашему правительству слишком сложным, и было решено просто повышать финансовую нагрузку.
Но если крупные сырьевые компании могут успешно бороться с повышением налогов, порой прибегая к откровенному шантажу (вспомним, как было с нефтяными баталиями), то малый и средний бизнес беззащитен перед нововведениями. Формально декларируется сохранение налогов на прежнем уровне, но по факту мы имеем рост налога на дивиденды с 9 до 13%, повышающие коэффициенты к транспортному налогу, при расчете налога на недвижимость теперь вместо инвентаризационной стоимости берется кадастровая стоимость, введены новые сборы, повышены акцизы на топливо. И это притом что огромная территория России ставит транспортный вопрос остро: если в Европе в среднем доля транспортных расходов в себестоимости товара составляет 8%, то в России — порядка 20%.
Выбранный путь недальновиден, хоть и даст кратковременный положительный эффект в балансе бюджета. Во-первых, рост налоговой нагрузки негативно сказывается на развитии предприятия, не зря 58% респондентов Торгово-промышленной палаты во время опроса отметили необходимость снижения налоговой нагрузки. Это первое место в рейтинге мер, необходимых для развития бизнеса в 2016 году.
Во-вторых, такой расклад ставит под угрозу всю отечественную экономику. Негативные последствия заметны уже сейчас: просроченная задолженность предприятий по заработной плате с начала 2015 года выросла более чем вдвое. Рекордсмен здесь — транспортная сфера: за март задолженность по зарплате выросла на 83% и перевалила за 1 млрд рублей. На фоне этого "Платон" отчитывается о том, что за 5 месяцев работы с грузовиков было собрано 6,2 млрд рублей. О каком развитии предпринимательства после этого можно говорить?
Практика показывает, что снижение налогов непременно приводит к повышению их собираемости и развитию предпринимательской деятельности. Например, в США снижение налогов в 2001 и 2003 годах помогло высвободить у населения и малых предприятий $1,1 трлн, которые пошли на развитие экономики. В итоге дефицит бюджета 2006 года был $296 млрд вместо запланированных $423 млрд. Похожий эффект был и в России начала 2000-х.
Налоговая система должна быть гибкой, чтобы не заставлять предпринимателей уходить в подполье, выплачивая "серую" зарплату. Наоборот, нужно стимулировать развитие, прием новых сотрудников, модернизацию производства. Должно быть выгодно вести и планомерно расширять легальный бизнес. И в Европе, и в США частный бизнес развивается многие десятилетия, особая поддержка — у малого и среднего предпринимательства.
За это время было перепробовано множество вариантов при различных экономических и политических условиях. Например, те же налоговые каникулы — отличный инструмент помощи начинающим предпринимателям. Они есть и в России, и в США (бонус первого года с уплатой только 50% налогов). Только вот у нас институт налоговых каникул практически не работает: огромное количество ограничений, введенных чиновниками-перестраховщиками, свели эффект от каникул практически к нулю. К примеру, в Челябинской области (регион-чемпион по числу предоставленных каникул) из 15 тыс. зарегистрированных ИП в 2015 году только 400 получили каникулы.
Отдельно стоит упомянуть поддержку инновационных предприятий, без развития которых мы обречены на отсталость и вечный статус догоняющих. В США еще с 1954 года действует порядок вычета из налогооблагаемой суммы расходов на исследования и эксперименты сроком до 5 лет. Дополнительные льготы предоставляются в связи с ведением образовательных и исследовательских проектов в общественных целях. В Японии существует целая система подходов к налоговому стимулированию, включающая ускоренную амортизацию научного оборудования, налоговые скидки на работы по разработкам, льготы на закупку иностранных технологий, налоговые льготы на НИОКР. Подобные меры применяются и в Европе, и в Австралии, и в Канаде, и во многих азиатских странах, показавших азиатское экономическое чудо.
Государству нужен лишь один шаг навстречу предпринимателям — снизить подоходный налог и налог на прибыль, и положительный результат для развития экономики будет получен уже в среднесрочной перспективе. В остальном же останется только не мешать, активнее применяя налоговые льготы и вычеты и переведя уже существующие меры поддержки с бумаги в реальность, упростив систему неналоговых сборов. Десятки разных сборов вводят в заблуждение предпринимателей, а потом это выливается в проверки, штрафы, банкротства... Нынешняя политика закручивания гаек — простейшая, но менее перспективная. Давайте смотреть хотя бы на два шага вперед!
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru.