Концессионеры ЗСД, первой российской платной трассы в черте города, в этом году могут остаться без компенсации 4,1 млрд рублей, хотя она и прописана в соглашении. Это отпугнет инвесторов от схожего проекта магистрали Фаянсовая улица — Зольная улица.
Вице-губернатор Михаил Мокрецов заявил, что юристы Смольного изучают договор концессионного соглашения о строительстве и эксплуатации Западного скоростного диаметра (ЗСД), — платной дороги, которая должна заработать в полную мощь уже в этом году. Сейчас работает ее южный участок за 47 млрд рублей и северный участок за 36 млрд рублей, построенные за счет бюджета. Центральный участок за 128 млрд рублей достраивается, из них из бюджета выделялся 51 млрд рублей.
По договору, в течение первых 4 лет работы трассы, до 2019 года, Смольный должен компенсировать убытки концессионеру, компании "Магистраль Северной столицы" (входят "ВТБ Капитал", Газпромбанк, итальянская Astaldi, турецкие Ictas Insaat и Mega Yapi, кипрская GPB). В 2016 году в бюджете города заложено 4,1 млрд рублей на компенсацию. Всего за 4 года планируется выплата 17 млрд рублей. Впрочем, окончательная сумма, по договору, зависит от того, сколько денег трасса приносит по итогам работы за год. Это зависит и от стоимости проезда. По данным собеседников "ДП", знакомых с ходом строительства ЗСД, проезд по всей трассе, по предварительным планам, будет стоить не более 600 рублей.
Годовой доход от ЗСД, по концессионному соглашению, должен составлять не менее 9,6 млрд рублей. Собственно, разницу с этой цифрой Смольный и должен возмещать концессионеру до 2019 года. В 2020 году ЗСД выйдет на самоокупаемость, и концессионер начнет выплачивать деньги в бюджет. Выплата будет составлять 90% денег, собранных свыше 9,6 млрд рублей.
Соглашение заключено в 2011 году на срок до 2042 года и учитывает среднегодовую инфляцию 5%. Без учета инфляции бюджет должен получать 5,5 млрд рублей, с учетом инфляции — 17 млрд рублей. Так, до 2042 года ЗСД может пополнить бюджет Петербурга на сумму до 380 млрд рублей.
Читайте также:
ЗСД
Ветер остановил высотные работы на ЗСД
Эти цифры указывают на то, что в итоге город и бюджет оказываются в выигрыше, окупают вложенные 134 млрд рублей и получают прибыль. Однако депутаты Законодательного собрания считают иначе. Алексей Ковалев из "Справедливой России" называет концессионное соглашение кабальным. "Это сопоставимо с деньгами, выделяемыми на социальную сферу. Данная сделка имеет очевидные признаки недобросовестности. Почему правительство Петербурга не принимает мер, чтобы оспорить ее в суде?" — говорит он о 4,1 млрд рублей, которые город должен выплатить концессионеру.
Вице-губернатор Михаил Мокрецов сообщил сегодня, что, возможно, город уклонится от выплаты этой суммы. По его словам, выплату, например, можно перенести на более поздний период. Впрочем, он подчеркивает, что компенсация будет выплачена в любом случае. Речь идет лишь об изменении сроков выплаты.
В "Магистрали Северной столицы" не смогли оперативно прокомментировать планы Смольного. Впрочем, ранее в компании уже поясняли свою позицию по этому вопросу. Она заключается в том, что трасса строится в соответствии с концессионным соглашением, а итоговый доход значительно превышает первоначальные затраты.
Между тем в Петербурге планируется строительство "второго ЗСД", платной трассы в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Стоимость ее строительства оценивается в 160 млрд рублей. Для проекта сейчас как раз ищут инвестора. Идею презентовали и на инвестиционном форуме в Каннах. При этом стройка ЗСД, очевидно, должна служить позитивным примером. А отступление города от условий концессионного соглашения по ЗСД может лишь отпугнуть инвесторов от второго проекта. Тем более, среди потенциальных инвесторов фигурируют те же Газпромбанк и "ВТБ Капитал".