Как изменилось отношение инвесторов к России за последние 2,5 года

Главный экономист Citigroup по России, Казахстану и Украине Иван Чакаров о том, как изменилось отношение инвесторов к России за последние 2,5 года.

Моя работа — встречаться с клиентами по всему миру и рассказывать им, что происходит в России с точки зрения макроэкономики. Последние 2,5 года для меня были очень тяжелыми, потому что инвесторы были очень негативно настроены по отношению к России. Они готовы были говорить про Казахстан, Азербайджан, Украину, но только не про Россию. Но теперь все изменилось. Уже несколько месяцев институциональные инвесторы очень позитивно смотрят на российские активы. Они покупают ОФЗ, корпоративные бонды, акции российских компаний. Я и сам раньше был позитивно настроен в отношении России, но теперь оптимизм инвесторов так велик, что он даже меня настораживает. Конечно, оптимизм инвесторов связан прежде всего с ростом цен на сырье. Например, нефть подорожала от минимума более чем на 70%. Но это не единственная причина. Более фундаментальный фактор заключается в том, что и монетарная, и фискальная политика российских властей оказалась на очень высоком уровне.
Мы в Citi проводили исследование, сравнивали экономические политики развивающихся стран, экспортирующих сырье, во время обвала цен на сырьевых рынках. Из всех стран, которые мы анализировали, а среди них были Бразилия, Мексика, Чили, Колумбия, в России был самый грамотный с точки зрения макроэкономики ответ на сложную ситуацию. Кроме того, инвесторов, покупающих облигации, привлекает процесс снижения ставок на российском долговом рынке, потому что он приводит к росту цен на облигации. Мы рассчитываем, что этот процесс продолжится вслед за снижением инфляции. Но среди вкладывающих деньги в российские активы людей есть и много долгосрочных инвесторов. Они покупают акции, которые планируют продавать через несколько лет.
Конечно, самые большие деньги на российском рынке уже сделаны. Индекс РТС вырос за 3 месяца на 50%, ставки по ОФЗ упали до 9–10% годовых. Но мы в Citi сохраняем оптимистичный взгляд на сырьевые рынки и считаем, что интерес к российским активам сохранится. По нашему прогнозу, в конце 2016 года цена нефти Brent дойдет до $52 за баррель, а к концу 2017–го — до $65. Это произойдет из–за снижения добычи сланцевой нефти. Таким образом, предложение нефти на мировом рынке будет снижаться. А спрос на нее, как мы видим, каждый год только увеличивается. В прошлом году произошло самое большое повышение спроса на нефть в мире за последние 20 лет. Есть риск, что наш прогноз не сбудется, но даже при $40 за баррель российская экономика сможет показать рост, к этой цене она уже приспособилась. Цена нефти $100 за баррель — это плохо для России, потому что при такой цене пропадают стимулы для реформ. А если цена поднимется до $50–60 — это будет комфортно, но не настолько, чтобы не проводить реформы.
Что касается международных санкций, их влияние на спад ВВП России не превышает 10%, остальной вклад вносит динамика цен на сырье. Поэтому, когда санкции отменят, не стоит ждать бурного роста российской экономики. Однако отмена санкций, скорее всего, вызовет сильный подъем котировок на российском фондовом рынке.