Павел Жилин (32 года) и Михаил Пуляевский (34 года) на волне импортозамещения и моды на здоровое питание стали делать растительные масла под маркой "Давим сами". Это почти безотходное производство — сырье, из которого давят масло, затем продается как обезжиренные семечки.
Сейчас компания "Давим сами" (ООО "Икс Терра") производит шесть видов натуральных масел холодного отжима, продает семечки и планирует изготовление муки и травяного чая. Ее основатели Павел Жилин и Михаил Пуляевский познакомились 7 лет назад, когда работали в банке.
Потом вместе они сменили еще несколько компаний, где их деятельность была в основном связана с финансами и закупками, но мысль о собственном производстве не давала покоя.
Кадки из Сибири, крышки из Европы
В начале 2015 года Михаил и Павел еще были топ–менеджерами проектной компании в Петербурге, но желание работать на себя уже созрело окончательно. Партнеры говорят, что кризис подтолкнул их к действиям, а капитал, накопленный на управленческих должностях, стал стартовым.
"Когда мы думали о своем деле, мы не рассматривали вариант бизнеса типа купить дешевле, продать дороже. Хотелось видеть результат труда", — подчеркивает Павел.
Что именно производить, выбрали не сразу. Среди вариантов был и шоколад, и туалетная бумага. Остановились на натуральных маслах холодного отжима. Чтобы узнать, есть ли спрос, партнеры пошли на хитрость — стали обзванивать магазины, потенциально заинтересованные в товаре, предлагая купить масло, которого еще не существовало. Увидели, что спрос есть, решились начать.
Инвестиции в производство составили более 1 млн рублей. Окупить их планируется за 2 года. С момента открытия оборот компании превысил 700 тыс. рублей. Бизнесмены рассчитывают на оборот 2 млн рублей за 2016 год.
Основную часть стартового капитала вложили в оборудование: гидравлический пресс немецкого производства, воздушный компрессор, дубовые кадки. Эти кадки сначала купили в Иркутске, затем по индивидуальному заказу изготовили у бондарей в Белгороде. Подходящие бутылки нашли во Владимире, а крышки с рассекателем поставляют из Болгарии.
За 5 месяцев успели купить оборудование, найти сырье, помещение и к сентябрю 2015–го начали производство. В прошлом году ассортимент масел состоял из льняного, кунжутного, конопляного и тыквенного, затем к ним добавились горчичное и подсолнечное. Сырье закупается в основном в России, например подсолнечник — в Алтайском крае и Краснодаре, лен — в Пензе. Исключение — кунжут, который поставляют из Индии.
Сегодня "Давим сами" производит по 500 л масла в месяц. Сейчас предприниматели уже думают о покупке дополнительного оборудования, чтобы увеличить производительность до 2 т в месяц.
В Петербурге это масло сейчас присутствует в пяти торговых точках, а к концу месяца начнет также продаваться в магазинах сети "Гирлянда". Марка представлена также в Москве и Подмосковье, Петрозаводске, Мурманске, Челябинске. Через Интернет идут продажи в Орел, Новосибирск, Тамбов и даже за границу — в Индию, Корею.
Молоть, сушить и прессовать
Технология холодного отжима гидравлическим прессом не сильно деформирует семена. Не стоит им пропадать даром, решили предприниматели, и теперь продают как отдельный продукт обезжиренные семечки. Часть обработанных семян закупают компании, которые производят из них батончики и пластинки.
"Мы планируем в дальнейшем создать свое производство батончиков для сыроедов и веганов, но пока распыляться не хочется, и мы делегируем это другим производителям", — говорит Павел.
Молодые бизнесмены собираются выпускать еще и цельнозерновую муку из пшеницы, овса, ржи, полбы, а также травяной чай. Уже сделаны пилотные партии товаров под марками "Мелем сами" и "Сушим сами". Запуск производства намечен на этот год.
Узкая ниша
Объем рынка растительных масел в России — примерно 120 млрд рублей в год. Правда, по словам совладелицы сети магазинов "Гирлянда" Алены Гилиловой, ниша "непрофильных масел" не широка. "Это не продукт ежедневного спроса, но у него есть свой покупатель, — отмечает она. — У нас был опыт работы с российскими производителями подобных масел, но из–за ценовой политики они не смогли найти себе постоянного покупателя и стабильного спроса. У "Давим сами" более сбалансированная ценовая политика при хорошем качестве, поэтому свой покупатель у них будет".
"В вопросах кухни люди крайне консервативны, — уверена генеральный директор интернет–магазина "Зеленая ферма" Мария Гиршберг, — когда–то мы пробовали продавать экзотические виды масел, но пришли к тому, что у них очень мало покупателей — это или люди со спецдиетой, или кулинары".