Компания "Городские инновации" предпринимателей из Крыма собирается на условиях ГЧП строить в Петербурге остановки с бесплатным Wi-Fi и зарядкой для гаджетов. Окупать расходы бизнесмены будут за счет обслуживания встроенных платежных терминалов.
Крымская компания "Городские инновации" собирается инвестировать 100 млн рублей в проект государственно-частного партнерства (ГЧП) по установке 50 остановок для ожидания общественного транспорта в Петербурге. Проект приурочен к проведению ЧМ-2018 в Петербурге.
На остановках можно бесплатно подключиться к Wi-Fi и воспользоваться USB-выходами для зарядки гаджетов. Также под навесом встроены платежные терминалы, а четыре камеры видеонаблюдения могут передавать съемку напрямую в отделы полиции. В крыши встроены яркие светодиодные лампы. Электронное табло отражает карту-схему маршрутов движения общественного транспорта и время его прибытия.
Инвестор устанавливает остановки за свой счет и затем обслуживает их в течение 15 лет с момента заключения контракта. Вложения окупаются за счет обслуживания платежных терминалов. "Городские инновации" собираются вложить 100 млн рублей в 50 остановок плюс все последующие расходы на содержание, в том числе ремонт в случаях вандализма. Производитель называет остановки антивандальными, однако очевидно, что там будет что сломать.
Установку городских остановок курирует ГКУ "Организатор перевозок" (подведомственна комитету по транспорту). Инвестор планирует подписать договор с заказчиком после международного форума SmartTransport-2016, который в эти дни проходит в "ЭкспоФоруме".
Такие же остановки уже установлены в Севастополе: шесть смонтировано и еще 20 будут установлены до конца 2016 года, а в 2017 году - еще 10 остановок. В крымский проект инвесторы вкладывают 90 млн рублей. На сегодняшний день вложено 20 млн рублей.
Компания "Городские инновации" была зарегистрирована в Севастополе осенью 2015 года специально для запуска производства "умных" остановок. Основатель компании - выходец из севастопольского рекламного бизнеса Антон Червинский. В "Городских инновациях" ему принадлежит доля 50%. Также Антон Червинский известен своей активной пророссийской политической позицией. Он исполняет полномочия председателя совета сторонников "Единой России" в Севастополе.
Желание предпринимателя выходить из домашнего региона именно на петербургский рынок объяснимо. Он уже жил в Петербурге: в 2006 году окончил Санкт-Петербургский гуманитарный университет. В дальнейшем "Городские технологии" собираются расширить охват поставок и выходить в другие российские регионы, а затем - на Западную Европу.
Партнеры Антона Червинского - Константин Большаков и Лариса Концебовская, у обоих по 25% в компании. По данным СПАРК, Константин Большаков является совладельцем нескольких небольших строительных компаний, а также фирм, обслуживающих платежные терминалы в Крыму (компании "Фрегат", "Пэйбэри", "Блоссом" и др.). Лариса Концебовская - собственник контрольных пакетов крымских интернет-провайдеров "Севстар МТ" и "Ланком". Годовой оборот всех фирм троих бизнесменов, по данным СПАРК, составляет менее 100 млн рублей.
По словам представителя компании "Городские инновации", Антон Червинский познакомился с партнерами в 2015 году, когда у него родилась идея производства "умных" остановок, и он начал искать специалистов для ее воплощения. Инвестируют предприниматели пропорционально своим долям в компании, сообщили в "Городских инновациях".
Детали, из которых собираются остановки, производятся в собственных цехах "Городских инноваций", сообщили "ДП" в компании. Терминалы оплаты, которые встраиваются в остановки, приобретают у московских производителей.
Петербургу не хватает около 560 новых остановочных павильонов. Всего по городу их около 6 тыс. Стоимость установки одной остановки, если для этого требуется строительство "кармана" и перенос коммуникаций, составляет 5,7 млн рублей. Устройство самого установочного павильона гораздо дешевле и зависит от его качества. Так, описанные выше инновационные павильоны, исходя из планов инвесторов сложить 100 млн рублей в 50 остановок, стоят 2 млн рублей за штуку. В любом случае в бюджете города нет денег на сотни новых павильонов и обновление тысяч старых.
До сих пор единственным видом бизнеса, готовым вкладываться в остановочные павильоны, были операторы наружной рекламы. Но пару лет назад комитет по печати и взаимодействию со СМИ разработал новую схему размещения рекламы в Петербурге на основе ГОСТа, который запрещал размещение рекламы на остановках общественного транспорта.
При этом в начале апреля губернатор Петербурга Георгий Полтавченко на заседании транспортного совета велел подчиненным искать инвесторов, готовых строить павильоны для остановок общественного транспорта. Вероятно, готовность инвесторов окупать расходы за счет обслуживания платежных терминалов - альтернатива варианту с размещением рекламы на остановках.