23:3202 июня 201623:32
148просмотров
23:3202 июня 2016
СПб. Компания "РусХОЛТС" растет горизонтально, осваивая все больше нетопливных бизнесов на заправках — от обжарки кофе до разработки софта и производства автохимии.
До 1991 года Александр Кузьмин был военным, а затем товарищ предложил ему открыть необычное предприятие, которое занималось импортом автотоваров. "По сути задача была в проверке работы таможни, имитации хозяйственной деятельности, а не зарабатывании денег, но компания росла", — вспоминает предприниматель. В 1999 году необходимость в имитации отпала и, основываясь на старых контактах и клиентской базе, Александр Кузьмин создал свой бизнес — компанию "РусХОЛТС", дистрибьютора автохимии.
Он рассказывает, что в начале 2000–х появлялись первые гипермаркеты на автозаправках. "АЗС оказались целиной: все бросили силы на топливо, остальным заниматься было некому", — говорит он. Первой компанией, с которой предприниматель заключил контракт, стала Neste, искавшая комплексного поставщика. Это заставило компанию сразу расширить ассортимент и в итоге помогло расти. Постепенно фирма начала заниматься не только автохимией, но и ретейлом, общепитом — всеми нетопливными бизнесами на АЗС.
В кризис 2008 года импортные товары подорожали вчетверо. Александр Кузьмин рассказывает, что собрал тогда всех сотрудников в одном зале и сказал, что все средства, которыми располагает компания — по $300 на человека. И предложил им либо поделить деньги и разойтись, либо вложить их в организацию производства. Сотрудники выбрали второе. Кризис 2014 года по сравнению с предыдущим прошел почти незамеченным: падение продаж в ретейле на АЗС держится в границах 10%.
Сейчас у компании контрактное производство автохимии, несколько сотен заправок под управлением, свой отдел логистики — но только по части направлений. "Логистика в этом бизнесе должна быть продуманной: везти товар на 600 рублей в другой город на своей машине не имеет смысла", — говорит Александр Кузьмин.
Оборот фирмы вырос с 1 млрд рублей в 2014 году до 1,7 млрд в 2015 году. А текущий год фирма планирует завершить с выручкой в 2 млрд рублей. Александр Кузьмин старается автоматизировать как можно больше процессов. В итоге одним из важных направлений компании стала разработка софта. При этом отдельно его не продают: клиента сложно убедить, что это необходимо — а просто закладывают стоимость софта в цену управления заправкой.
Сейчас на заправках, которыми управляет "РусХОЛТС", работает "Умная АЗС", — система, созданная программистами фирмы. Она следит за температурой витрин, работой техники, уборкой санузлов. "Можно сказать, мое хобби — придумывать инструменты, которые снизят вред человеческого фактора, — рассуждает Александр Кузьмин. — Например, ночью сотрудники обычно ленятся мыть кофемашину, и в час пик она отключается. Сотрудник АЗС носит специальные часы, которые напоминают о делах, а все ошибки отображаются в системе".
В планах компании — создать подразделение по обжарке кофе для общепита на заправках, а также выпустить на рынок свой бренд кофемашин. Их будут не производить с нуля, а закупать у контрагентов и перепрограммировать.