На оснащение магазинов и кафе онлайн-кассами российские компании потратят 80-100 млрд рублей. Потребительский рынок ждут новые законодательные потрясения и расходы, а петербургский бизнес готовится набить те же шишки, что и при внедрении ЕГАИС.
Принятие законопроекта об онлайн–кассах эксперты считают неизбежным. На 10 июня назначено второе чтение документа в Госдуме.
Суть проекта в том, чтобы обязать предпринимателей устанавливать кассы с доступом к Интернету и налоговая служба сможет отследить все операции бизнеса.
Дорогие инновации
В компании 2can & ibox посчитали, что объем инвестиций бизнеса в обновление техники составит около 80–100 млрд рублей. "Столько вынужден будет заплатить российский бизнес за то, чтобы остаться в легальном поле и работать так, как требует законодатель. При этом за свои же деньги каждый продавец получит весьма громоздкую и не слишком удобную технику", — говорит директор по маркетингу компании Вячеслав Семенихин.
Один кассовый аппарат с подключением к Сети стоит около 18 тыс. рублей. Но затраты будут неравномерными. С одной стороны, заменять кассы придется не всем, некоторые аппараты можно дооборудовать. С другой — предприниматели, которые пользовались раньше бланками строгой отчетности, обязаны будут купить новую кассовую машину, которая стоит около 65 тыс. рублей. Кроме того, хранение и передачу данных будет производить компания–оператор ("оператор фискальных данных"), услуги которой будут стоить примерно 3–5 тыс. рублей в год.
Анна Соловьева, эксперт компании "СКБ Контур", согласна, что вероятность принятия закона очень высока. Она рассказывает, что технология онлайн–касс уже работает в Казахстане и приносит результаты в части повышения собираемости налогов. В России год назад ФНС провела эксперимент по использованию онлайн–касс, в котором участвовало 800 организаций из четырех регионов. Эксперимент признали успешным, и вскоре его решили распространить на всю страну. "Предприниматели на патентной системе и ЕНВД будут обязаны применять контрольно–кассовую технику. Сейчас им этого делать не надо. С другой стороны, ИП получат льготы на приобретение кассовых аппаратов — для них будет предусмотрен налоговый вычет, — поясняет она. — Пострадают же только те, кто сейчас скрывает свои поступления и платит меньше налогов. Когда заработают онлайн–кассы, им придется выйти из тени и платить все налоги согласно закону".
Проблема с подключением
Всего в Петербурге более 170 тыс. компаний используют кассы. Особенно беспокоит нововведение малый бизнес в сферах продовольственной торговли и общепита: у компаний на этих рынках небольшие обороты, а недавно они существенно потратились на ЕГАИС (эта система обошлась магазинам в 100–150 тыс. рублей на точку).
Как отметил на конференции "Gazelle Бизнеса 2016" бизнес–омбудсмен по Петербургу Александр Абросимов, кассы с подключением к Интернету означают для бизнеса затраты не только на их установку, но и на маркировку тысяч единиц товара. "Несмотря на все наши замечания, я думаю, что проект все равно примут, — уверен он. — Одна из особенностей России в отношении таких законов состоит в том, что они имеют и обратную силу: по идее, и система "ЕГАИС" должна действовать только на товар, закупленный после принятия закона, но нередко контролирующие органы требуют маркировать все".
Александр Абросимов отметил еще одну проблему, связанную с кассами нового типа, — доступ к Интернету есть далеко не во всех российских регионах. "Даже в 60 км от Петербурга Интернет, по сути, заканчивается", — поясняет он, добавляя, что это вряд ли послужит для депутатов аргументом для переноса или отмены проекта.
Минфин готовит проект об онлайн–кассах с 2013 года. При этом в текущем варианте проекта для вновь регистрируемой кассовой техники — с 1 января 2017 года, для применяемой в настоящее время — с 1 июля 2017 года. Но, по данным ФОМ, за последние несколько лет проникновение Интернета в среднем по России не превышает 65–70%.
Андрей Тушов, исполнительный директор фирмы "Конструктор документов FreshDoc.ru", отмечает положительные стороны нововведения: он считает, что онлайн–кассы позволят государству минимизировать теневые схемы в работе бизнеса, привлечь больше налоговых отчислений в казну, а потребителям — вернуть или обменять некачественный товар без предъявления чека.
"Однако затраты это немалые. Судите сами: покупка или модернизация имеющегося кассового аппарата, расходы на обслуживание и подключение к Сети, притом что даже сегодня часть торговых площадей не славится хорошей связью, — говорит предприниматель. — Насколько мне известно, эта ситуация предусмотрена в законопроекте, но на самом деле, какие сбои появятся при реализации, покажут только время и правоприменительная практика". Предприниматели уверены, что в проекте об онлайн–кассах законодатели повторили все ошибки ЕГАИС. Это и затратность, превышающая возможности многих компаний, и несоответствие разработок программистов идеям законодателей. А также уже упомянутое отсутствие Интернета.
В случае с ЕГАИС, например, в Росалкогольрегулировании разъясняли бизнесу, что в населенных пунктах с нестабильной связью предприниматели должны будут установить ПО на мобильный компьютер, раз в 3 дня выбираться к месту, где есть связь, и передавать данные.
“
Все предприниматели, которые пользовались бланками строгой отчетности, обязаны будут купить новую контрольно–кассовую машину, которая стоит около 65 тыс. рублей. Это должна быть новая ККТ, оснащенная не только фискальным принтером, но и специальным оборудованием для передачи информации в налоговые органы онлайн. Также на кассе должно быть устройство для хранения информации о фискальном чеке в электронном виде на случай, если связи нет. Новый закон приведет к тому, что рынок производителей ККТ увеличится более чем в 3 раза на протяжении 3 лет.
Вячеслав Семенихин
директор по маркетингу компании 2can & ibox
“
Цивилизованный бизнес получит кроме стартового стресса не только фискальные функции, но и инструменты развития отношений с покупателями, возможности точного учета, планирования. Что касается паники — как тут не вспомнить фразу: "Останови, Лелик, я выйду! — Спокойно, Козлодоев, сядем усе!" Если серьезно, все зависит от итогового содержания закона. О цифрах можно будет говорить после его принятия и применительно к конкретным условиям бизнеса. Важно заранее подготовиться, раз уж изменения неизбежны (а так оно и есть).
Дмитрий Чидиров
гендиректор ООО "Фирма Электронные деньги"