Предприниматель Иван Кузнецов, вложив 400 тыс. рублей в производство иван-чая в Петербурге, планирует привлечь на дооборудование еще 860 тыс. через краудфандинг.
Бывший гендиректор ООО "Белоусов групп" Иван Кузнецов открывает в Петербурге производство иван–чая. Частично оно уже работает — предприниматель с партнером Максимом Жариковым арендовал цех площадью около 50 м2 на ул. Тамбасова.
Сброситься на чай
Часть оборудования предприниматели закупили, часть — сделали самостоятельно. "Например, сушильные шкафы нетрудно делаются своими силами, — рассказывает Иван Кузнецов. — Все оборудование в собственности и куплено за свои деньги, без кредитов и лизинга". В производство уже вложили 400 тыс. рублей, а с помощью краудфандинга планируют собрать дополнительно 860 тыс. рублей. Правда, пока предпринимателям удалось собрать только около 10% суммы, до завершения кампании осталось чуть больше 2 недель. "Тем, кто вкладывается в проект, мы предлагаем разные бонусы — от пачки чая до партнерства", — рассказывает Иван Кузнецов.
В России уже есть несколько бизнес–проектов по производству еды, которые успешно собрали стартовый капитал с помощью краудфандинга. К примеру, проект по производству крема–меда Cocco Bello, кремов "Алексеевский продукт", перепелиная ферма в Орловской области и др. Сейчас на платформе Boomstarter средства на старт собирает петербургская компания по производству зефирных муссов Delight, сыроварня "Андреев сыр", компания "Мастер Плов" и др.
Срок окупаемости проекта, по расчету учредителей, — примерно 1 год. Поставлять чай планируют дистрибьюторам, а затем выйти в торговые сети. Сырье будут закупать у заготовительных бригад в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. "Через 1–2 года планируем выйти на объем производства 20 т чая в год, — добавляет соучредитель компании. — Конкурировать будем, пожалуй, с обычным черным и зеленым чаем: на рынке много производителей иван–чая, но почти никто из них не присутствует на полках в традиционной рознице". Предприниматель поясняет, что причины тому — дороговизна продукта по сравнению с обычными сортами чая, невозможность производителей обеспечить объемы для ретейлеров и т. д. Иван Кузнецов добавляет, что в большинстве своем производители иван–чая — это небольшие семейные предприятия. "Но через пару лет этот продукт будет лежать на полке практически в каждом магазине", — уверен он.
Фермерский рынок
Сейчас в Петербурге иван–чай продают в основном в аптеках, специализированных экомагазинах, а также в сетях по продаже чая и кофе. В компании "Зеленый дом" рассказывают, что производят иван–чай, или кипрей, в основном небольшие фермы–экопоселения, фирма закупает у них продукцию напрямую.
Дикий иван–чай растет более чем на 65% территории России, его сбор и заготовка более–менее налажены, но обработчиков в стране немного. Часто сырье продают за границу, а потом ввозят обратно готовый упакованный чай.
Среди российских производителей: "Копорский чай", "Солнце Алтая", "Ярила" и др. Объем петербургского рынка продажи иван–чая оценивают в несколько десятков миллионов рублей.
Владелец сети магазинов "Хороший чай" Дмитрий Сорокин рассказывает, что покупает иван–чай только у местных компаний и проблем с их поиском у него не было.
"Иван–чай есть у крупных петербургских оптовиков, но и сами производители нас находили", — говорит он.