Журналист Анна Ахмедова объясняет, почему даже самым маленьким магазинам выгодно устанавливать пандусы, не говоря уже о социальной ответственности и имиджевой составляющей.
Я вам помогу — говорит молодой человек, подхватывая мою 23–килограммовую коляску и затаскивая ее по ступенькам нового крупного сетевого супермаркета. И добавляет: "У меня жена тут каждый раз мучается, и как тут можно без пандуса". Супермаркет открывался громко и шумно, с шариками и большими вывесками, весь микрорайон около Черной речки ожидал этого события затаив дыхание. Все хорошо: большой, чистый, выбор продуктов неплохой. Одно нехорошо: войти туда с коляской практически невозможно. Съезда к супермаркету из парковой зоны нет в принципе, надо перешагивать через газон, чтобы подобраться к нему. Дальше все вроде бы неплохо, есть пандус и электронные двери, а вот в сам супермаркет внутри уже не попасть, туда ведет ступенчатая лестница. Все–таки забравшись в сам магазин, тихонько спрашиваю на кассе: "А пандус вы установить не планируете? Тут вокруг толпы мам с колясками бродят, никак к вам забраться не могут". "Правда? Даже и не думали об этом, надо будет начальству передать", — удивляется добродушная кассирша.
Наискосок от супермаркета открылся новый магазин органических и натуральных продуктов и бытовой химии. Вокруг проезжают за день десятки (да что там — все сотни) мам с колясками, но попасть в магазин не могут. На вопрос, когда же появится пандус, администратор отвечает, что в общем–то и не думали об этом и надобности такой нет. И если я могу в конце концов затащить коляску на себе, если мне так понадобится их органическое мыло, то что делать людям с ограниченными возможностями, которым просто не зайти в эту лавку, как и во многие другие. Рядом располагается аптека, с пандусом, однако обе двери открываются в одну сторону, то есть одновременно, открыв одну, надо открывать и вторую и, держа при этом коляску, заталкиваться (иначе не сказать) внутрь. И если в новых спальных районах пандусы появляются все чаще и чаще, а девелоперы гордо рассказывают, почему необходимо делать их новые объекты доступными для всех, то чем ближе к центру, тем меньше доступных для "колес" мест.
По различным оценкам, город приспособлен для перемещения людей "на колесах" лишь на 30–35%. Получается, что оставшиеся 65–70% объектов для них просто недоступны.
Так, в мае, в Международный день защиты прав инвалидов, на Невском прошла акция по проверке доступности городской среды.
Были проверены объекты торговли и услуг на Невском проспекте: девять из десяти проверку в полной мере не прошли.
Проблема доступности города для передвижения на колесах давно обсуждается на конференциях, в лофтах, в администрации города и в Интернете. Например, на некоторых интернет–форумах есть отдельные темы для мам, где рассказывают, куда можно провезти коляску, где есть пандусы, куда не пускают (по закону не имеют никакого права не пускать), а куда просто не зайти из–за узких проходов в магазине.
Не буду спорить, во многих помещениях пандусы сделать довольно сложно, и архитектурные особенности города где–то этого просто не позволяют, но есть места, где пандусы давно напрашиваются. В Хельсинки, городе–мечте мам с колясками, эту проблему успешно решили. Там в старых зданиях встроены крохотные лифты без кабинки, которые двигаются на один–два этажа вверх и вниз и на которых уместится коляска с мамой или инвалидное кресло.
Такие лифты есть почти во всех больших старых зданиях на Александркату, где находятся все крупные магазины масс–маркет.
Безусловно, за городские объекты Петербурга (почты, музеи, театры) отвечает город, а частный бизнес обязан думать о своих точках сам. Цена вопроса, согласно Интернету, начинается от 6 тыс. рублей за пандус. То есть одна из составных конкурентоспособности бизнеса стоит около $100. Такие затраты по карману даже самому маленькому бизнесу, инвестиции окупятся довольно быстро, не говоря о социальной ответственности и имиджевой составляющей.
В конце концов, согласно статистике, мама с коляской — очень привлекательный клиент для любого бизнеса: ей всегда и все нужно.