Противники уличного искусства утверждают, что настоящим шедеврам место в музее. Так и есть, но музеем в данном случае становится весь город. "ДП" составил интерактивный план по главным стрит-арт-объектам Петербурга.
Отношение к граффити в Петербурге за последние несколько лет сильно изменилось. Да и само уличное искусство претерпело немало изменений. Художники, приехавшие из других городов, без лишней скромности заявляют: "Мы приехали украшать Петербург". Спорить с ними сложно. Прежде всего, конечно, потому, что они никого не спрашивают, рисовать им что-либо или нет. Да и появляющиеся в последние пару лет на центральных улицах портреты писателей, политиков и других известных (и не очень) персонажей вандализмом уже не назовешь.
Идея узаконить граффити в Петербурге уже не раз приходила в голову петербургским чиновникам и депутатам, но пока к сохранению уличных художеств подходят достаточно избирательно. Звучат и аргументы о том, что любым арт-объектам место в музее. Да, такой музей тоже совсем недавно появился в Петербурге. Но стрит-арту в музеях всегда было тесно. Граффити зародились на улицах, там и планируют оставаться. А музеем в данном случае становится весь город. Чтобы вам было легче обойти экспозицию, мы составили интерактивный план, в который включили и те объекты, которые все же закрасили.
За последние 2 года на стенах Петербурга появились портреты Даниила Хармса, Александра Пушкина, Сергея Есенина, Павла Дурова, изображения Виталия Мутко и Виталия Милонова и многие другие запоминающиеся работы. Большинство из них – дело рук объединений Hoodgraff, "Явь" и приехавшего из Алма-Аты художника Паши Каса.
Первым, например, принадлежит серия портретов известных личностей, которая началась с Хью Хефнера. Эту работу почти сразу же закрасили. Как рассказывают сами художники – после жалоб девушки, решившей, что работа носит "порнографический оттенок". Недавно был закрашен и ранее нарисованный портрет актера Роуэна Аткинсона, известного по роли Мистера Бина. Но его закрасили сами художники, а на месте британского комика нарисовали русского классика – Сергея Есенина.
А вот нарисованные еще в 2014 году портреты Сергея Бодрова и Виктора Цоя по-прежнему на своих местах. Насчет последнего даже распорядился Георгий Полтавченко. Еще в августе 2014 года стало известно, что в соответствии с распоряжением губернатора граффити закрашивать не будут.
В отличие от знаменитых портретов, работы объединения "Явь", вызывающие не меньший интерес, не всегда подолгу остаются на стенах петербургских домов. Например, недавно художники изобразили Владимира Жириновского, одной рукой выплескивающего воду из чашки, а в другой – держащего орден. Граффити очень быстро закрасили. Также скоро удалили и работу, изображающую Ким Чен Ына в стиле поп-арт. Ранее художники "Яви" отличились работами, изображающими прикрывающегося черным зонтом от радужных людей Виталия Милонова и изучающего английский министра спорта Виталия Мутко. А одно из самых известных граффити объединения – падающий рубль.
Автор еще нескольких примечательных петербургских работ – Паша Кас. Он, например, изобразил Даниила Хармса на стене дома, в котором жил писатель. Месяц спустя вокруг портрета разгорелся чудовищно абсурдный скандал. Чиновники предлагали ТСЖ закрасить портрет за счет его собственных средств, ТСЖ отвечало, что денег нет, и, в свою очередь, предлагало закрашивать граффити за счет жильцов дома. Последние, естественно, не соглашались. В апреле за портрет Хармса вступился Георгий Полтавченко.