Генеральный директор сети бизнес–центров "Бастион" Владимир Руголь — о том, что нужно сделать при заключении договора аренды.
Есть такой юридический анекдот: "Самое важное изобретение человечества — письменный договор. Он позволяет людям изложить на бумаге причины, по которым они не доверяют друг другу". В 90% случаев обращение к договору аренды нежилого помещения приходится на ситуации, когда нам предстоит расстаться с арендатором, независимо от того, кто инициатор этого расставания. А пока все в порядке, документ вроде и не нужен.
В последнее время арендаторы все чаще вчитываются в то, что подписывают, задают вопросы, спорят по пунктам. Это не может не радовать — грамотность бизнеса растет. В основном предмет спора — размер пени за просрочки платежа, срок предупреждения о расторжении, штрафы. При этом наш многолетний опыт показал, что чем больше клиент придирается к условиям, тем недолговечнее будут отношения. Мы никогда не правим договор под арендатора, и я считаю, это нормальная практика крупных фирм. Кредитные и ипотечные договоры тоже правке не подлежат, хотя некоторые пункты там прямо–таки рабские.
Во–первых, правка под каждого арендатора неоправданно трудоемка. Во–вторых, этот документ — единственное, что защитит имущество собственника (ведь при использовании помещения ремонт может быть испорчен). И этот риск выше, чем риск арендатора, который при расставании теряет разрекламированный адрес и несет затраты на переезд.
Я бы советовал обеим сторонам использовать наиболее подробный договор, страниц на десять, где описано максимальное количество моментов, которые в случае конфликта могут стать камнем преткновения. Часто арендаторы волнуются, что стандартный договор всего на 11 месяцев, ведь они планируют вложиться в ремонт, рекламу адреса. Но опытные люди знают, что такие волнения напрасны — ни один управляющий не откажется от стабильного арендатора.
Меня удивляет, что при возникновении финансовых трудностей арендаторы перестают брать трубку, избегают встреч. А когда уже получают счет на пени или сообщение о невозможности вывоза имущества до погашения долга, возмущаются. Каждый хочет, чтобы ему пошли навстречу, но в то же время избегает прямого разговора. Если клиент приходит с проблемой заранее, мы всегда находим варианты решения: оплата в рассрочку, переезд в меньшее помещение, и так далее, смотря по ситуации.
Главный совет, который я могу дать как арендодатель: какой бы сложной ни была ситуация, не стоит оттягивать разговор с собственником.
Открытость будет оценена, и, скорее всего, договориться удастся. В конце концов, арендодатели заинтересованы в развитии вашего бизнеса не меньше, чем в развитии своего.