О театральных гастролях рассказывает Ольга Комок. Театр кукол имени С. Образцова представит "Необыкновенный концерт": 2 июля в БДТ все желающие смогут отпраздновать 70–летие спектакля. Зубастое кукольное ревю Сергея Образцова, Семена Самодура, Зиновия Гердта и иже с ними в 1946 году было ничуть не менее взрывным, чем политические "Куклы" старого разогнанного НТВ.
Мертвый театральный сезон в июле еще не означает театральной мертвечины. В петербургских гастролях все и всяческие театры нашей Родины, как правило, учитывают контекст, или же пресловутый "петербургский текст", и привозят к нам если не беспрекословную классику, то сравнительные обновки специально для требовательной (якобы) петербургской публики.
Театр кукол имени С. Образцова, который у себя в Москве, как солнце Британской империи, не заходит никогда (афиша театрального центра хорошо наполнена, невзирая ни на какие гастроли), может позволить себе любые выездные причуды, хоть в Тюмени, хоть в Сургуте. В Петербурге главный кукольный концерн страны навестит по очереди два театра с четырьмя постановками из разряда "Для тех, кто вырос" (таково название афишной рубрики на сайте театра), и почти все — призеры недавних "Золотых масок".
Начнется парад звезд с "Необыкновенного концерта": 2 июля в БДТ все желающие смогут отпраздновать ни много ни мало — 70–летие спектакля. Зубастое кукольное ревю Сергея Образцова, Семена Самодура, Зиновия Гердта и иже с ними в 1946–м году было ничуть не менее взрывным, чем политические "Куклы" старого разогнанного НТВ. В 1968 году спектакль–пародия был переделан, с тех пор вроде бы не подвергался чрезмерным инновациям (за что, впрочем, автор этих строк ручаться не может), но бешеный успех вызывал всегда, и у граждан Советского Союза, и у обитателей Российской Федерации, и у жителей всех прочих государств — не зря занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый посещаемый кукольный спектакль мира.
Размышления о причинах вечной востребованности рифмы "бетон–Кобзон", поистине бессмертной, как показывает современная практика, или юмористических зарисовок на тему гуттаперчевости горла сопрано, из которого вылетают жутчайшие ноты третьей октавы, 3 июля в БДТ должны смениться уверенностью в вечной актуальности пьесы Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Постановка Бориса Константинова (2014 год) устроена как репетиция на "Скотном дворе", но не перегружена никакими социополитическими аллюзиями. Вызвавшая довольно скромную критику премьера не канула в Лету — актерское озорство спасает самые длинные монологи, а куклы вперемешку с живыми артистами позволяют последним играть и в прямом, и в переносном смысле.
Читайте также:
Рецензия
В Петербурге стартовал фестиваль "Точка доступа"
В середине июля Театр кукол им. Образцова должен переехать на Новую сцену Александринского театра. "Место силы" всего самого бескомпромиссно– современного лишь отчасти сможет воздействовать на гастролеров. Показывать они будут сравнительно новые спектакли, но без компромиссов в оных все же не обойдется. 13 и 14 июля москвичи сыграют коллаборацию 2013 года с французской компанией Mo de Tet по Гоголю: спектакль "Некто Нос" поставлен французским режиссером Эриком де Сарриа как "история о современной раздвоенности человеческого сознания", но в сущности построен как попытка обуздать популизм в кукольном театре с помощью трагического грима артистов и трагической же безносицы кукол. Попытка не бесспорная, но любопытная.
А 16 и 17 июля в Александринке–2 покажут спектакль по новеллам Маркеса "Старый сеньор и…". Золотомасочный опус (2014) художника Виктора Никоненко основан на сравнительно оптимистичных рассказах Габриэля Гарсиа Маркеса, не на его безжалостных романах. Магический реализм колумбийского мэтра в сопровождении живого саксофона и вокала предстанет не столько обжигающе–резким, сколько умиротворяюще–лирическим. Этим же магическим реализмом, который любую драму превратит в сказку с хеппи–эндом, кажется, может гордиться Театр кукол им. С. Образцова со дня основания до нынешних последних дней. За то его и любят.