00:0404 июля 201600:04
4550просмотров
00:0404 июля 2016
Констанс–банк, который обслуживает бизнес холдинга "Талион" Александра Ебралидзе, вступил в неравный бой с Центробанком и пока успешно оспаривает его предписания.
Констанс–банк
, который принадлежит миллиардеру Александру Ебралидзе (№ 104 в Рейтинге миллиардеров "ДП" c результатом 6,5 млрд рублей) и его партнерам, выступил в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти против Центробанка России (ЦБ). Констанс–банк оспаривает предписание регулятора двухнедельной давности, которым ЦБ запретил кредитной организации открывать новые подразделения, а также ограничил ее денежные переводы по поручениям клиентов–юрлиц суммой 2 млрд рублей в месяц. Кроме того, у ЦБ появились вопросы по ссудной задолженности нескольких физлиц.
По ходатайству Констанс–банка суд приостановил действие предписания ЦБ. В ЦБ и Констанс–банке воздержались от комментариев по этому делу.
Кошелек "Талиона"
Констанс–банк (активы на июнь 2016 года — 3,82 млрд рублей, № 383 по России и № 26 по Петербургу) работает с 1993 года. Он принадлежит совладельцам девелоперского холдинга "Талион" во главе с его основателем Александром Ебралидзе.
Этот холдинг вырос на базе созданного еще в 1992 году Центра гуманитарного и делового сотрудничества. Сейчас сфера деятельности "Талиона": гостиничный, клубный, ресторанный, производственный бизнес.
Основной актив "Талиона" в Петербурге — одноименная гостиница класса пять звезд на Невском пр. Правда, с 2011 года Александр Ебралидзе безуспешно пытается ее продать, чтобы сосредоточиться на развитии завода по производству панельных домов Talion Terra в Торжке. Но запрошенная бизнесменом цена — 12 млрд рублей — оказалась для покупателей неподъемной. На тот момент "Талион" оценивался в 6–7 млрд рублей. Продать здание целиком он не смог. И в прошлом году начал распродавать его помещения отдельными лотами.
По сути, Констанс–банк является держателем и хранителем денег холдинга "Талион" и его владельцев. Основу пассива кредитного учреждения составляют вклады физлиц (3 млрд рублей) и средства юрлиц (331 млн рублей). Причем почти все деньги банк хранит в собственной кассе (3,326 млрд рублей), тогда как кредиты физлицам, которые и вызвали вопросы у ЦБ, не превышают 40 млн рублей. Весь же кредитный портфель банка составляет 106 млн (по отношению к июню 2015 года он сократился на 44%).
Оздоравливать, а не блокировать
Как заявили в суде юристы Констанс–банка, требования регулятора приведут к уменьшению собственного капитала банка и к заморозке его денежных средств. "Фактически это означает, что экономическая деятельность Констанс–банка будет ограничена, что явно не соответствует целям и задачам мер воздействия регулятора на банки", — заявил представитель банка. Он подчеркнул, что задача регулятора — оздоравливать банки, а не блокировать операции и расчеты с кредиторами, должниками, контрагентами и госорганами.
Но, по мнению участников банковского рынка, несмотря на крайне консервативную кредитную политику банка, регулятор все–таки нашел причины для введения санкций, хотя эти санкции не столь суровы, как, например, в отношении Рускобанка в мае этого года (требование доначислить резервы на 3 млрд рублей).
Баланс Констанс–банка не вызывает опасений у экспертов.
"Раз деньги лежат в кассе, значит, по крайней мере оснований для отзыва лицензии у Констанс–банка точно не имеется", — рассуждает источник на банковском рынке Петербурга. По его словам, ограничение денежных переводов объемом 2 млрд рублей в месяц при активах 3,8 млрд рублей не критично для банка.
"Да и доначисление резервов на кредиты в 30–40 млн рублей при таком балансе никак не скажется на бизнесе банка. Какая разница, лежат деньги в резервах или в кассе? Они одинаково не приносят дохода", — заключил собеседник "ДП" из банковского сообщества.