В петербургских ТЦ впервые за 2 года снизилась доля вакантных площадей. Помог сегмент развлечений: во II квартале появилось 18,3 тыс. м2 детских центров, игровых зон и батутов.
Доля вакантных площадей в петербургских торговых комплексах впервые за 2 последних года начала снижаться. По итогам II квартала 2016 года она составила 6%, снизившись с 6,4%, подсчитали в компании JLL.
За полгода в Петербурге не было введено ни одного нового качественного торгового центра. На улучшение ситуации повлияла только активность арендаторов сегмента развлечений и детских товаров. Они заменяют фэшн–ретейлеров и продавцов электроники.
Замещая моду
Доля вакантных площадей в торгово–развлекательных комплексах УК "Адамант" незначительная, при этом за последний год уровень свободных площадей действительно немного сократился, соглашается Алена Мариничева, директор департамента рекламы и маркетинга УК "Адамант". Наблюдают уменьшение свободных площадей с января 2016 года и в ТРЦ "Питерлэнд". В компании это объясняют восстановлением покупательной способности и стабилизацией рынка.
Основной причиной роста заполняемости действующих торговых центров в JLL называют активность операторов развлечений, прежде всего детских развлекательных центров. ТЦ после снижения продаж у их основных клиентов — магазинов одежды, обуви и бытовой техники, электроники — начали искать новых арендаторов, которые займут свободные торговые метры и привлекут посетителей.
"Экспансия таких игроков, как Hlop–Top, Joki Joya, различных батутных центров и ряд открытий фитнес–центров привели к тому, что сегмент отдыха и развлечений оказался наиболее весомым среди новых арендаторов", — признает Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге.
Долгосрочный шопинг
Развлекательные зоны всех видов в сочетании с торговой галереей генерируют поток новых покупателей и увеличивают время пребывания потребителя в торговом центре. Все это сказывается на росте суммы чека. Обширная развлекательная зона может увеличить трафик в торговом комплексе на 15–25%. Образовательно–развлекательный комплекс площадью от 1 тыс. м2 дает в месяц приток 500–1000 посетителей торгового центра, аквапарк — в среднем 3 тыс. человек в день. Но нужно быть готовым к длительному ремонту помещений для таких игроков и низким арендным ставкам. К развлекательным зонам управляющие компании добавляют лотереи и розыгрыши, социально ориентированные мероприятия рядом с ТЦ, а также концерты и спектакли. "Спектакли для детей увеличивают конверсию, поскольку у родителей появляется свободное время для покупок. А социально ориентированные мероприятия формируют привычку у потребителей посещать торговый центр", — оценивает Наталья Скаландис, управляющий директор Property Management NAI Becar в Петербурге.
И купить, и поиграть
Развлечения сегодня занимают около 7% в общей структуре арендаторов торговых объектов, в некоторых показатель доходит до 20%. По сравнению с 2014 годом их объем увеличился, согласно данным NAI Becar, на 2–3%. В ТРЦ "Питерлэнд" с весны 2015 года количество операторов развлекательных услуг увеличилось в 3 раза, сейчас они составляют треть всех арендаторов комплекса.
Новая волна пришедших компаний чрезвычайно разнообразна — они предлагают батуты, скалодромы, развлекательные и спортивные зоны, контактные зоопарки. Кинотеатры, боулинги и бильярды потеряли свою новизну, говорят эксперты. Эксклюзивные операторы развлечений дают любому торговому комплексу большое преимущество, ведь пул арендаторов–ретейлеров у всех практически схожий, объясняет руководитель отдела аренды ТРЦ "Питерлэнд" Александра Никонова. В новом ТРЦ "Охта Молл" запланировано открытие культурно–образовательного пространства "Охта Lab", парка развлечений "ФэнтазиГрад", батутного центра Razgon (площадью 2 тыс. м2). Последний вид развлечений стал очень популярным в петербургских торговых комплексах, батутный центр C9H13NO3 работает и в ТРК "Заневский Каскад", открыты батуты и в "Питерлэнде".
Многие комплексы сделали акцент на досуге маленьких покупателей. FortGroup повысила интерес к ТРК "Европолис", первой в России открыв Angry Birds Activity Park St.Petersburg (площадью 4 тыс. м2). За первый год работы его посетило более 200 тыс. гостей. "Мы убеждены, что современный ТРК должен иметь развлекательную составляющую, особенно популярны центры для семейного посещения, где родители могут провести время с детьми", — говорят в компании. Девелопер также готовит к открытию парк активного отдыха Gorilla Park в ТРК "5 озер". В ТЦ "Сити Молл" открылся комплекс "Сказкин дом" (площадью 1 тыс. м2). Образовательный город профессий для детей "КидБург" работает в ТРК "Гранд Каньон" и "Питер Радуга". "Игровое обучение (edutainment) — новый формат развлечений для России, но он становится популярным", — отмечает региональный директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International Россия Анна Никандрова.
“
Тенденция открытия детских развлекательных центров в торговых комплексах связана в первую очередь с возросшей активностью игроков на рынке. По России рынок детских развлекательных услуг развивается динамично, показывая ежегодный рост 20%. И сейчас рост сдерживают только собственные финансовые возможности игроков рынка. Востребованы как центры, находящиеся в торговых комплексах, так и в отдельно стоящих зданиях. Если в отдельном здании посещение центра — целенаправленный выбор, то в торговых комплексах это чаще всего выбор спонтанный. Наибольшим спросом пользуется активный отдых — батут, тарзанка, лабиринт.
Евгения Машкова
Заместитель Гендиректора Сети Клубов Jump
“
При создании концепции развлекательной зоны ТРЦ "Охта Молл" мы принимали во внимание изменения покупательского поведения, произошедшие за последние 1,5–2 года, когда наметился рост интереса к образовательным, развлекательным и спортивным зонам. В то время как в сегменте fashion часть операторов фиксировала снижение трафика, в сегменте развлечений и быстрого питания наблюдался прирост, операторы развлекательных зон получили преимущества. В своем новом ТРЦ мы сделали выбор в пользу культурно–образовательного пространства "Охта Lab", а также детского активити–парка, многозального кинотеатра, батутного парка и других.
Наталья Борец
директор по аренде концерна SRV в России