Кто будет дальше руководить стройкой на Крестовском, решат 25-26 июля. Тем временем игроки строительного рынка обсуждают причины конфликта между Смольным и "Трансстроем" и оставшиеся прибыли, за которые развернулась борьба.
Окончательное решение о том, сменят ли генподрядчика строительства стадиона для "Зенита" на Крестовском острове, будет приниматься 25-26 июля в Управлении делами президента. Об этом "ДП" сообщили собеседники, которые присутствовали на сегодняшней неформальной встрече представителей "Трансстроя" и сотрудников аппарата вице-губернатора Игоря Албина.
Собеседник оценил вероятность того, что "Инжтрансстрой" останется на стадионе, как 50 на 50. Он также добавил, что Министерство спорта в неформальных разговорах поддерживает именно "Трансстрой", а глава министерства Виталий Мутко уже предлагал вице-губернатору Игорю Албину отозвать претензии к компании, однако вице-губернатор остается непреклонен и уверен, что смена генподрядчика состоится.
Из-за чего сыр-бор
Тем временем собеседники "ДП" из субподрядных организаций "Трансстроя" высказали новую версию о причинах конфликта со Смольным. Они указали на то, что впереди — выплата налога на добавленную стоимость (НДС), который генподрядчик получает по завершении всех работ. В случае со стадионом на Крестовском острове речь идет о сумме примерно в 4 млрд рублей. Если "Трансстрой" уйдет с объекта, то вопрос, кому достанутся эти деньги, станет открытым.
Впрочем, на вопрос "ДП" в "Трансстрое" официально ответили, что уже озвучивали свое мнение о причинах конфликта и оно не изменилось. Напомним, в разгар скандала между Смольным и "Трансстроем" на прошлой неделе компания направила обращение Георгию Полтавченко. В нем говорится, что работа генподрядчика и Смольного не складывается из-за того, что этим летом проект изменили примерно на 30% общего объема работ, что уже переносит сдачу объекта на 2017 год. Также в заявлении отмечалось, что причина конфликта в отсутствии компенсации убыточных работ и в отсутствии денег для выплат авансов подрядчикам. Также в письме указывалось на непрофессионализм в управлении со стороны заказчика и эксплуатационной службы.
Однако предприниматели и эксперты вполне допускают, что камнем преткновения стала именно борьба за будущий НДС, поскольку он играет огромную роль в рамках госконтракта, да и не только в рамках госконтракта, но и в обычной коммерческой деятельности. Во многих ситуациях вся прибыль и кроется в этом НДС, говорят предприниматели.
"Возмещение или невозмещение НДС может означать для подрядчика банкротство или возможность получить очень серьезные суммы. В случае конфликта с городом подрядчик рискует не получить простого возмещения, и ему долго и упорно придется доказывать свою правоту в суде. С учетом спорной ситуации с расторжением контракта это будет не так просто сделать. Также необходимо понимать, какие суммы подрядчик может предъявить к возмещению, а какие — нет, какой объем работ принят, а какой — нет. Ситуация с долгами заказчика может привести все дело к банкротству еще до судебного разрешения этой истории, и фактически возмещение получат уже не собственники компании, а ее кредиторы, к которым город может опять стать лояльным и которые могут оказаться так или иначе аффилированы с ним", — отмечает Александр Смыслов, руководитель юридического агентства Premium Right.
Другие собеседники "
ДП
", знакомые с процессом строительства стадиона, указывают еще и на то, что сейчас для стадиона закупают оборудование для правоохранительных органов. С его помощью будут контролировать порядок на стадионе. При этом собеседники отмечают высокую рентабельность (вероятно, используя это слово, они намекают на нечто другое) данной закупки — около 40%.
Впрочем, на вопрос "
ДП
" в "Трансстрое" ответили, что считают это заблуждением. "Смета проекта утверждена в ценах 2014 года. За это время цены не индексировались, а национальная валюта обесценилась в 2 раза. С учетом курсовой разницы закупки стали убыточными. Это касается, в частности, зарубежных поставок систем безопасности. Именно с целью покрытия убытков по поставкам импортных материалов и оборудования было выпущено постановление об увеличении стоимости государственных контрактов на строительство стадиона. К нашему сожалению, эти деньги в проект на сегодняшний день так и не поступили", — сказали в компании.
Кто за главного
Если же смена генподрядчика все-таки состоится, помимо претендента в лице ГУП "Водоканал" (об этом "ДП" уже подробно писал), собеседники "ДП" из числа строителей стадиона называют подмосковное СК "Управление строительства-620" (УС-620). По словам собеседников, "Водоканал" не горит желанием брать на себя ответственность за достройку стадиона, поскольку для предприятия это непрофильные работы. Но если вице-губернатор настоит, а на федеральном уровне идею одобрят, то ГУП все-таки возьмется за эту работу, сказали собеседники.
"УС-620" не так известна в Петербурге. Между тем ГК "УС-620" — крупный холдинг, объединяющий предприятия, которые строят транспортную инфраструктуру, работают в промышленности, в группу входят собственные производства стройматериалов и оборудования. Контрольный пакет холдинга — у предпринимателя Владислава Костенко.
Сейчас компания строит метро в Нижнем Новгороде за 10 млрд рублей. Но работы сопровождаются скандалом. Весной Владислав Костенко обратился в суд с заявлением о мошенничестве, он подозревает бывший менеджмент в выводе бюджетных денег. Одновременно компания судится с банком "Пересвет", выдавшим гарантию под строительство метро на 3 млрд рублей.
При этом, по данным базы Арбитражного суда, к самому "УС-620" в этом году поступили иски на 360 млн рублей, в прошлом году — еще на 110 млн рублей. В основном контрагенты недовольны работой компании или требуют возместить долги. Получить комментарии руководителей "УС-620" "ДП" не удалось. По словам собеседника "ДП" из "Трансстроя", "УС-620", в отличие от "Водоканала", охотно готов взять в руки знамя генподрядчика строительства стадиона для "Зенита". Получить оперативный комментарий "УС-620" "ДП" не удалось.