Основатель "Пит–Продукта" Геннадий Емельянов запустил в Петербурге новый мясокомбинат "Северо–Запад". Несмотря на высокую конкуренцию, он уверен, что продукция предприятия будет востребована. Кризис почистил рынок для выхода новых игроков.
Как рассказал "ДП" Геннадий Емельянов, производство стартовало 1 июля. Под него арендовано 6,5 тыс. м2 площадей на Софийской ул., 91, у структур Балтинвестбанка, который сейчас проходит процедуру санации.
Ранее эту площадку занимало ООО "Мясные деликатесы" (марка "Шеф–Повар"). Наличие оборудования значительно сократило первоначальный объем инвестиций, говорит бизнесмен. По его словам, вложения составили 10 млн рублей, до конца года планируется инвестировать еще 5 млн рублей. На окупаемость "Северо–Запад" планирует выйти через 6 месяцев.
Объемы производства составляют 3,5 т продукции в день, к новому году показатель планируется довести до 6 т, мощности предприятия рассчитаны на 10 т в смену (3,6 тыс. т в год). Сегодня предприятие выпускает 30 наименований вареной и варено–копченой продукции (сосиски, колбасы, сардельки и т. д.).
К сентябрю 2016 года планируется запустить цех сырокопченой и сыровяленой продукции. Продукция "Северо–Запада" относится к сегменту средний плюс, основные каналы сбыта — местные магазины и небольшие сети.
Второе пришествие
О том, что Геннадий Емельянов возвращается на рынок мясопереработки, "ДП" писал в феврале, но тогда он отказался сообщать подробности. Бизнесмен известен как основатель компании "Пит–Продукт", сегодня это крупнейший игрок на петербургском рынке мясопродуктов с объемом производства 40 тыс. т. Вместе с семьей он запустил предприятие в 1996 году на пр. Обуховской Обороны, 5 лет спустя открыл еще одну площадку в Синявино, а в 2005 году продал производство финской Atria Plc. К тому времени оборот "Пит–Продукта" составлял $50 млн, доля рынка города — около 20%, а сделка оценивалась примерно в $20 млн.
Последние 10 лет Емельянов занимался жилищным строительством в Ленобласти. Сам он говорит, что вернуться в мясной бизнес планировал давно. "Сейчас на прилавках мало продукции локальных производителей. Мы хотим создать предприятие, выпускающее качественные колбасные изделия, которые вернут доверие покупателей к местным заводам", — говорит он.
Но ситуация на рынке мясопереработки сейчас далека от благоприятной, и сам Геннадий Емельянов признает, что конкуренция высока. Производство колбасных изделий в Петербурге и Ленобласти в 2015 году снизилось на 15,2% по сравнению с 2014 годом, согласно данным ИК "Грифон–Эксперт", и составило около 64,5 тыс. т в год. Это объясняется удорожанием продукции в связи с ростом тарифов, запретом на ввоз замороженного сырья из Европы, а также снижением покупательной способности населения в связи с кризисом.
Сегодня в городе и области работают десятки небольших мясоперерабатывающих заводов. Крупными являются "Иней" (более 50 т готовой продукции в сутки), Atria (90 т в сутки). Большой объем продукции на прилавки поставляют игроки из других регионов (ОАО "Останкинский мясоперерабатывающий завод", ЗАО "Микоян", ОАО "Черкизовский завод по мясной переработке", ОАО "Великорусский комбинат" и другие).
Место на рынке
Ретейлеры также фиксируют падение или изменение структуры спроса на колбасные изделия. В сети PRISMA говорят о снижении потребления на 5–15% за год. В "О’Кее" отмечают, что спрос вырос на продукцию низкого ценового сегмента, ее не хватает. А вот в сегменте средний плюс спрос несколько снижается, поэтому конкуренция между производителями особенно высока.
Но возможности для новичков на рынке есть в связи с уходом ряда игроков. Прекратили работу мясокомбинаты "Санкт– Петербург", "Мясная корона", Лужский мясокомбинат. Близок к банкротству Кронштадтский мясоперерабатывающий завод, который приостановил работу еще весной, рассказали на рынке.
У многих компаний уменьшились финансовые возможности по разным причинам, кредиты стали менее доступными, отсрочки по сетям — больше, признает Андрей Зайцев, гендиректор ООО "Мясокомбинат "Всеволожский". "Петербуржцы покупают меньше новинок, делая выбор в пользу давно знакомого продукта, поэтому новому предприятию придется удивлять покупателя ценой или качеством продукта", — прогнозирует Андрей Зайцев.
"В целом перспективы у вывода новых колбасных изделий на рынок Петербурга, учитывая связи собственника и опыт "Пит–Продукта", есть. Если мясокомбинат "Северо–Запад" будет представлен в розничных сетях и если хватит финансовых ресурсов на маркетинговые коммуникации с потребителем и работу над брендом, у компании хорошие шансы", — уверен Александр Петренко, гендиректор ИК "Грифон–Эксперт".
"Новые заводы открываются по всей России. Думаю, что у такого опытного человека, как Геннадий Емельянов, реальный взгляд на рынок и все у него получится", — говорит Владимир Подвальный, владелец Великолукского мясокомбината.