Новый ГОСТ, ужесточающий правила наружной рекламы, вступит в силу не в 2020 году, а на 3 года раньше. К счастью, участникам петербургского рынка благодаря нерасторопности местных чиновников не придется срочно освобождать уже оплаченные места.
Весной этого года новая редакция ГОСТа о наружной рекламе из добровольной для исполнения превратилась в обязательную. Документ ввел новое понятие "коридор безопасности", внутри которого размещение рекламы категорически запрещено. Не должно быть рекламы ближе 100 м от светофоров, а также запрещены конструкции в виде арок, нависающие над проезжей частью. Так, например, расстояние от конструкций с площадью рекламного поля более 4,5 м2 до дорожных знаков, светофоров и пешеходных переходов должно быть не менее 5 м. Минимальный отступ от края проезжей части — 0,6 м. Кроме того, при расчетах коридора безопасности учитывается множество других параметров: ширина проезжей части, максимально разрешенная скорость движения на этом участке дороги и пр. В среднем по России требованиям ГОСТа не отвечает 60-70% существующих рекламных конструкций, в Петербурге и Москве доля не вписывающейся в ГОСТ рекламы еще выше — около 90%.
Еще в феврале на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова с участием руководства Росстандарта, ГИБДД, антимонопольной службы и чиновников из Москвы, Подмосковья и Петербурга договорились, что ГОСТ будет носить обязательный характер только для новых конструкций. А щиты, билборды, суперсайты и прочая наружная реклама, установленная до 1 марта 2016 года, не будут попадать под действие ГОСТа до января 2020 года.
Однако официальный документ — постановление правительства РФ, которое бы узаконило это решение, — до сих пор не принят. Его разработку поручили Минпромторгу. В мае министерство обнародовало проект постановления, в котором был указан срок переходного периода до 2020 года. Недавно появилась новая версия, где Минпромторг решил радикально сократить переходный период. Из документа следует, что привести наружную рекламу в соответствие с требованиями национального стандарта (в переводе с чиновничьего на русский — демонтировать) нужно в следующие сроки:
до 1 июля 2017 года — рекламные конструкции, нависающие над проезжей частью и обочинами дорог, а также размещенные на разделительных полосах;
до 1 января 2018 года — рекламные конструкции, размещенные на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, в пределах границ транспортных развязок, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м — в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;
до 1 июля 2018 года — рекламные конструкции, размещенные в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м — в населенных пунктах;
до 1 января 2019 года — рекламные конструкции, размещенные с иными нарушениями требований национального стандарта. Отдельным пунктом запрещается пролонгация разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на автомобильных дорогах.
Для Москвы, Сочи, Казани и других городов, где несколько дет назад состоялись торги на размещение наружной рекламы, это означает катастрофу. Победителям торгов, которые уже заплатили в бюджет деньги за установку своих щитов, билбордов и прочих конструкций, придется их снести. Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата и бизнес-омбудсмен Борис Титов высказались против инициативы Минпромторга по сокращению переходного периода. С протестами в правительство РФ обратились власти Москвы и Петербурга.
Как рассказал dp.ru председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев, власти Петербурга решили высказать солидарность с рынком. Минпромторг принял решение в одностороннем порядке, в нарушение всех достигнутых договоренностей. По его словам, в этом отношении Петербург находится в лучшей ситуации, чем Москва. "Мы только готовимся к торгам на размещение наружной рекламы, на аукцион не будут выставлены адреса, не соответствующие ГОСТу", — подчеркивает Сергей Серезлеев.
Руководитель петербургского представительства Russ Outdoor Владимир Рябовол считает вопрос вступления в силу нового ГОСТа важным для Петербурга. "Городское правительство ведет активную подготовку к торгам на размещение наружной рекламы в Петербурге. В том числе места проверяются на соответствие требованиям ГОСТа. До наступления четкой правовой определенности в этом вопросе, закрепленной постановлением правительства РФ, сформировать схему размещения рекламных конструкций и утвердить ее на уровне города не представляется возможным", — заявил он.
Действительно, весной чиновники начали сверку всех установленных в Петербурге рекламных конструкций на соответствие требованиям обновленного ГОСТа. Сейчас, по данным главы комитета по печати, в работе около 7 тыс. конструкций, из них 6 тыс. уже проверено. Завершить ревизию намерены к концу августа. На каждую рекламную конструкцию будет подготовлен отдельный паспорт. После этого будут внесены изменения в схему размещения наружной рекламы Петербурга. Объявить торги планируют в конце сентября — начале октября этого года. ГУП ГУИОН уже начало оценку начальной стартовой цены для торгов. 2 года назад в Смольном предпринимали попытку провести аукцион, на него выставили 8,1 тыс. мест по стартовой цене 9 млрд рублей. Однако они не состоялись, поскольку антимонопольная служба отменила торги.