Сентябрьские выборы в Петербурге обещают стать одними из самых честных во всей истории. И дело не в том, что никто не будет вбрасывать бюллетени, а в том, что все неугодные кандидаты отсеяны на этапе регистрации.
С начала этого года высшие руководители России периодически повторяют мантру "выборы должны быть честными". Для этого даже главу ЦИК Владимира Чурова сменили на незамеченную в скандалах Эллу Памфилову, дав ей карт-бланш на наведение порядка в выборной системе.
Одним из первых ее решений, коснувшихся Петербурга, стала отставка главы Горизбиркома Алексея Пучнина, в чьем пассиве оказались скандальные выборы-2014. После смены руководства Горизбиркома и в Петербурге все заговорили, что ну вот на этот-то, мол, раз выборы точно будут честные и такого бардака, как в 2011 и 2014 годах, горожане не увидят. Собеседники dp.ru рассказывали, что якобы с главами территориальных избирательных комиссий даже проводили профилактические беседы сотрудники ФСБ, чтобы до каждого участника выборов была доведена информация сверху – все надо делать по закону.
Были ли такие встречи или нет, доподлинно неизвестно, но на деле все вышло совсем не так уже "конкурентно и легитимно", как хотелось бы администрации президента. Как неоднократно писал dp.ru, концепция "честных выборов" сводится не к обеспечению равных прав и возможностей всех потенциальных участников, а к организации ситуации, в которой жаловаться попросту некому.
Все началось еще на этапе сбора подписей, когда в разных районах города и оппозиционерам, и приближенным к Мариинскому дворцу и "Единой России" партиям отказывались согласовывать агитационные пикеты. А когда дело дошло до проверки подписей, в ТИКах начались традиционные шоу. Для непосвященного в процесс человека заявления о том, что "было найдено столько-то процентов брака и поэтому рабочая группа единогласно решила отказать в регистрации", могут показаться вполне аргументированными.
По закону каждый кандидат, которому нужно собирать подписи для выдвижения, должен был принести в ТИК около 5 тыс. автографов своих будущих избирателей, проживающих на этом округе. На проверку берут 25% подписей, из которых не более 10% должны быть забракованными почерковедами, УФМС или комиссией. Если кандидат укладывается в минимум, то его регистрируют. Однако на деле в ТИКах придумывают порой самые невероятные причины, чтобы отказать очередному кандидату.
Например, самовыдвиженцу Александру Шуршеву забраковали 100% подписных листов на том основании, что он неверно указал свою должность. Кандидат написал, что работает "помощником депутата Законодательного собрания", но комиссия заявила, что, раз именно такая формулировка не указана в его трудовом договоре, все подписи необходимо признать недействительными, потому что Александр Шуршев должен был писать о себе "безработный". Кроме того, почерковеды и УФМС забраковали более 100 подписей кандидата при норме 98.
Аналогичная история произошла и в 21-м округе, что в Московском районе, где комиссия забраковала 100% подписей советника губернатора Елены Церетели. В местном ТИКе сообщили, что среди ее подписей были обнаружены 18 автографов покойников, а также люди, зарегистрированные в несуществующих домах. Но главное основание - советник губернатора допустила ошибку в оформлении документов, не указав, что работает в общественной организации. Сама Елена Церетели уверена, что ее подписи пытался купить кандидат-единоросс Вадим Войтановский, неожиданно снявшийся с выборов на прошлой неделе.
По сведениям dp.ru, в команде сборщиков Елены Церетели были "засланные казачки" со стороны оппонентов, специально собиравшие ей ненастоящие подписи. Довольно распространенный трюк.
Проблемы с подписями возникли и у кандидатов от "Партии роста", хотя ранее наблюдатели полагали, что трудностей у них возникнуть не должно, так как партия находится в дружеских отношениях со спикером парламента Вячеславом Макаровым и якобы пользуется его покровительством.
Но покровительство не помогло кандидатам от партии. Даже несмотря на то что член ТИКа Василеостровского района от "Единой России" активно защищал депутата Максима Резника, комиссия все равно сняла его с выборов, признав недействительными 194 подписи кандидата. В других районах были сняты еще несколько кандидатов от "Партии Роста". Самый вопиющий случай снятия был во Фрунзенском районе, где ТИК № 23 несколько дней искал способ снять давнюю соратницу лидера "ростовцев" в Петербурге, депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, также депутата Наталью Петухову. Почерковедческая экспертиза и УФМС нашли у нее 78 подписей, а чтобы снять ее с выборов, необходимо было забраковать 116 автографов.
Комиссия пристально смотрела на заключение экспертизы и обнаружила, что эксперт назвала Наталью Петухову кандидатом в ЗС Ленобласти, а не Петербурга. На этом основании эксперта просили провести повторную проверку, но та отказалась. Тогда председатель комиссии попросил приобщить к делу некий ответ из УФМС, где говорилось, что еще 32 подписи признаны недействительными. "Все равно 110 и не хватает", - вслух обсуждали итоги проверки члены ТИК. Неожиданно возникшие представители "Гражданской платформы" предъявили заявления от граждан, которые якобы узнали, что их подпись стоит за Петухову, но на самом деле они не подписывались. В большинстве заявлений говорилось, что "моя внучка не могла подписаться, потому что тут не живет". Правда, подлинность этих рукописей установить все равно было невозможно. Наконец, после долгих поисков члены комиссии заметили, что Наталья Петухова в своих документах не написала, что она депутат Госдумы, и на этом основании с легким сердцем забраковала все 100% подписей.
Во всех описанных случаях кандидаты жаловались, что их сторонникам, которые за них подписались, поступали звонки от неизвестных, которые проверяли, их ли подпись стоит, узнавали, не под давлением ли она была поставлена, и предлагали отказаться от нее.
На фоне массовых отказов неожиданно был зарегистрирован в 9-м округе Николай Артеменко, идущий при поддержке "Открытой России" Михаила Ходорковского. Рабочая группа нашла у него 128 подписей при норме 127, но кандидат смог отстоять на комиссии свое выдвижение и был зарегистрирован. На тот момент это был первый в России случай регистрации кандидата от Ходорковского. С чем это связано, совершенно непонятно. Возможно, в него вообще не верят и хотят показать на его примере, какой провал ждет всех, кто идет от "Открытой России", но эта версия, как, впрочем, и другие, с трудом выдерживает критику.
Не лучше обстоят дела у партий. Из семи сдавших в Горизбирком пачки автографов избирателей зарегистрировать решили только "Партию роста". На заседании комиссии, где принималось решение, большинство партий даже не пыталось защищаться и оспаривать отказ ГИКа, чего нельзя сказать о "ПАРНАСе". Правда, их объяснения местами выглядели смешно. Сначала они заявили, что не заверили данные сборщиков нотариально, потому что это не написано в федеральном законе, а на замечание насчет того, что "ПАРНАС" не пронумеровал листы с подписями, заявили, что использовали ручку с исчезающими чернилами. Якобы симпатические чернила они используют в штабе для розыгрышей и случайно перепутали ручки. Это объяснение выглядело как позор, и, по мнению многих, в том числе сочувствующих партии членов Горизбиркома, об этом не стоило говорить вообще.
В итоге честные выборы в Петербурге представляют из себя выдвижение партий, которые и так представлены в Законодательном собрании. Таковой можно считать и "Партию роста" – хотя формально такая партия в парламенте фракции не имеет, она выставляет на выборы беспартийных действующих депутатов. Из сотен одномандатников, которым нужно было собрать подписи, по всему городу зарегистрировали семь человек. Что ж, эти выборы будут действительно честные - только людей фактически лишат какого-либо реального выбора, потому что в бюллетенях будут действующие парламентарии и пара технических кандидатов, которые попали в эти ряды для изображения конкуренции. В администрации президента могут быть довольны – вбрасывать бюллетени в Петербурге вряд ли будут. Учитывая еще и тот факт, что попавшие в "пул" партии давно расписали между собой большинство округов, в этом, скорее всего, просто не будет нужды.