Небольшая петербургская компания "АС-Инжениринг" Андрея Пантелеева увеличила свой портфель госзаказа в 15 раз, до 6 млрд рублей. Бизнесмену, похоже, помогла классическая теория шести рукопожатий: на крупного заказчика он вышел через цепочку лоббистов.
Небольшая петербургская компания "АС-Инжениринг" Андрея Пантелеева увеличила свой портфель госзаказа сразу в 15 раз. Более 10 лет компания работала на рынке инженерных сетей, и получала госконтракты не более чем на 400 млн рублей год. Но в 2015 году "АС-Инжениринг" выиграла 4 конкурса Минобороны на работы в Арктической зоне. Заказчиком работ выступила одна из "дочек" "Спецстроя".
Андрею Пантелееву, похоже, помогла классическая теория шести рукопожатий. По версии собеседника "ДП", знакомого с ситуацией, бизнесмен вышел на руководство Минобороны через длинную цепочку лоббистов. В ней оказались и друзья детства, и местный петербургский депутат, и предприниматели, и, наконец, дзюдоист Валентин Степанов, который вместе с президентом Владимиром Путиным занимался у тренера Анатолия Рахлина.
Однако хэппи-энда у этой истории пока нет. Андрей Пантелеев и его помощники разошлись во взглядах на то, как следует вести бизнес по многомиллиардным госконтрактам. И теперь, с точки зрения "АС-Инжениринга", компания чуть не стала жертвой рейдерского захвата. А с точки зрения знакомых Андрея Пантелеева, их оставили за бортом крупного бизнеса.
Повезло на шесть миллиардов
Компания "АС-Инжениринг" появилась более 10 лет назад. Ее основал и развивал предприниматель Андрей Пантелеев, человек непубличный, но хорошо известный игрокам рынка проектирования, строительства и эксплуатации инженерных сетей. Например, компания прокладывала сети на Валааме, устанавливала системы пожаротушения в портах Усть-Луги и Приморска. Среди ее заказчиков - "ФСК ЕЭС", "Транснефть", "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" и другие крупные компании. Тем не менее портфель госзаказов "АС-Инжениринг" не превышал 400 млн рублей (по данным СПАРК).
Резкий скачок в бизнесе Андрея Пантелеева произошел в середине 2015 года. Его фирма получила 4 контракта, один за другим, на сумму более 6 млрд рублей (по данным портала госзакупок). Все подряды — в Арктической зоне, где ранее "АС-Инжениринг" не работал. Но опыт схожих работ у компании все-таки был. Она выполняла заказы в регионах Сибири — в Тюмени и Тобольске, что и позволило ей поучаствовать в конкурсах структур Минобороны.
От подрядчика требовалось спроектировать и построить пункт наведения авиации и общежитие для военных на архипелаге Северная Земля, реконструировать аэродром и построить военный городок в поселке Рогачево на Новой Земле, а также спроектировать пункт наведения авиации в Якутии.
По одному из контрактов на 1,8 млрд рублей "АС-Инжениринг" получил беспрецедентно большой аванс — 80%, около 1 млрд рублей. К тому же в условиях конкурса было прописано, что окончательную стоимость определят после выхода проекта из Госэкспертизы. По словам собеседника "ДП", знакомого с конкурсом, сегодня эти работы уже оцениваются не в 1,8 млрд рублей, а примерно в 7,5 млрд рублей. И если с "АС-Инжениринг" перезаключат контракт на такую сумму, компания станет обладателем портфеля госзаказа более чем на 10 млрд рублей. Это достаточно крупная сумма для петербургского бизнеса в кризисное время.
Часть работ на сегодня уже должна быть выполнена. Однако "АС-Инжениринг" отстает от графика. По словам собеседника "ДП" в Минобороны, по одному из контрактов в Арктике находятся более 100 работников, и им уже начали задерживать зарплаты. По остальным контрактам, по оценкам собеседника, выполнено не более 30% работ.
В Главном управлении инженерных работ №2 (ГУИР №2, "дочка" "Спецстроя", которая выступает заказчиком) ушли от ответа на многочисленные вопросы "ДП" по этому поводу. "В настоящее время производится приемка выполненных "АС-Инжениринг" работ установленным порядком", — сообщили в ГУИР №2 и добавили, что подрядчика выбрали в ходе конкурса, строго по закону.
В "АС-Инжениринг" не смогли дать комментарии "ДП", сославшись на то, что Андрей Пантелеев находится в командировке, занят и не может разговаривать, а остальные сотрудники не уполномочены давать комментарии.
Не имей 100 рублей
Собеседники "ДП" в Минобороны, знакомые с ситуацией, рассказали о закулисье этой истории. По их версии, в конце 2014 года Андрей Пантелеев задумался о расширении бизнеса и обратился к совладельцу небольшой проектной компании "Энергопроминвест" Александру Карпову, с которым был знаком больше 10 лет. С этого момента и началась цепочка, которая напоминает знаменитую теорию шести рукопожатий. По ней любые два человека на Земле разделены лишь шестью общими знакомыми.
Так Александр Карпов занял пост заместителя директора в "АС-Инжениринг" и познакомил Андрея Пантелеева с еще одним бизнесменом Александром Кузнецовым. Он много лет занимается разнопрофильным бизнесом, в частности работает по госзаказу. Сейчас группа компаний "Транспортные системы" Александра Кузнецова работает по заказу структур РЖД по контрактам на сумму около 200 млн рублей.
Александр Кузнецов привлек своего давнего знакомого, депутата из муниципалитета "Лахта-Ольгино" Владимира Плотницкого, а тот, в свою очередь, был знаком с дзюдоистом Валентином Степановым, полагают собеседники "ДП". Валентина Степанова относят к ближайшему кругу президента Владимира Путина: вместе они тренировались в клубе дзюдо "Турбостроитель" у тренера Анатолия Рахлина. По версии собеседника "ДП", именно Валентину Степанову в результате удалось связаться с топ-менеджерами Минобороны. В ведомстве он раздавал визитки, на которых значился как представитель "АС-Инжениринга", и вскоре после этого компания получила контракты "Спецстроя", рассказали "ДП" собеседники Минобороны.
Просто интересный проект
Однако все участники этой цепочки, с которыми "ДП" удалось пообщаться, хоть и подтверждают, что друг с другом знакомы и в "военном арктическом проекте" участвовали, но факт лоббирования категорически отрицают. Вот как они описывают свое видение ситуации.
"Крупные контракты на миллиарды рублей "АС-Инжениринг" получил не сразу. Общение со структурами Спецстроя началось за несколько месяцев до этого. Первое, что заинтересовало Андрея Пантелеева, так это профильная для него работа по слаботочным системам. Разыгрывался большой конкурс на сумму около 3 млрд рублей на несколько лотов. В нем изначально "АС-Инжениринг" и поучаствовал, и выиграл несколько лотов примерно на 200 млн рублей. Претендентов на эти работы было много. В процессе общения со Спецстроем выяснилось, что существует программа работ в Арктике. Меня, Андрея Пантелеева и Александра Кузнецова она заинтересовала. Мы решили поучаствовать в конкурсе на работы стоимостью более 1 млрд рублей. Нам повезло, других участников там не было", — рассказывает Александр Карпов.
"У "АС-Инжениринга" не было денег на участие в конкурсных процедурах. Я кредитовал компанию на сумму около 70 млн рублей по договору займа. И мы начали работать. Я не был оформлен официально как сотрудник компании, но мне обещали участие в процессе. Вы же понимаете, когда фирма получает крупный контракт, зачастую образовывается группа единомышленников, готовых участвовать в процессе: кто-то занимается логистикой, кто-то финансами, кто-то организационными вопросами. Что касается моего давнего знакомого, депутата Владимира Плотницкого, он точно так же рассчитывал на технические функции в этом большой проекте, но оформлен как сотрудник не был, и оказался за бортом, как и я. Как только "АС-Инжениринг" получила контракт, все обещания были забыты, а гендиректор начал уверять, что денег у него нет. Вскоре штатные аудиторы заключили, что причина в том, что деньги выводятся на неизвестные цели, но этих аудиторов тут же уволили", — сказал Александр Кузнецов.
Интересно, что в результатах аудиторской проверки (есть в распоряжении "ДП") говорится о "дыре" около 1 млрд рублей. Впрочем, впоследствии те же аудиторы снова проверили работу "АС-Инжениринг" и заключили, что все в порядке, деньги нашлись.
"Я знаком с Александром Кузнецовым около 25 лет. Проект по Арктике показался мне интересным. Я планировал принять в нем участие, если компания Андрея Пантелеева получит контракт. Выбрал направление логистики и поставок оборудования. Но я наблюдал со стороны за происходящим и не захотел работать с Андреем Пантелеевым. Что касается Валентина Степанова, то, конечно, я знаком с ним, но могу вас заверить, что к этой истории он не имеет никакого отношения", — сообщил "ДП" Владимир Плотницкий, депутат МО "Лахта-Ольгино".
Валентин Степанов на звонки "ДП" не ответил. По просьбе "ДП" Владимир Плотницкий согласился передать вопросы издания, но сообщил, что и ему Валентин Степанов на звонки не отвечает. В "АС-Инжениринг" ситуацию не прокомментировали.
"Невозможно прийти "с улицы", подать заявку и получить контракты на миллиарды рублей от структур Минобороны. Разумеется, на работы в Петербурге по госзаказу от военных всегда есть десяток претендентов, а на Арктику — единицы. Но даже по арктическим проектам кто-то должен замолвить за вас словечко", — полагает собеседник "ДП", хорошо знакомый с работой по оборонзаказу.
На фото: Владимир Путин и Валентин Степанов
Так не договаривались
В конце 2015 года все участники арктического проекта начали расходиться во взглядах на то, как следует вести бизнес. По версии собеседника "ДП", знакомого с ходом работ, в одних взыграли амбиции и желание получить контроль над бизнесом, в других — простое стремление увеличить доходы.
В начале 2016 года Александр Кузнецов предпринял попытки разорвать договоры между "АС-Инжениринг" и "дочкой" "Спецстроя" и заключить их на новое юрлицо: инициировал аудит "АС-Инжиниринга", проверки правоохранительных органов и прокуратуры, в сопровождении дочери Кристины приезжал на совещания Минобороны как представитель "АС-Инжениринга".
Страсти накалились до предела к февралю 2016 года. Примерно тогда же Андрей Пантелеев пригласил на пост исполнительного директора Сергея Бузланова, бывшего финансового директора Адмиралтейских верфей. Вместе они отбились от претензий правоохранителей. В результате Андрей Пантелеев открестился от каких-либо связей со всеми "лоббистами", и сейчас ведет арктический проект Минобороны самостоятельно.
Но за разделением бюджетных миллиардов от военного госзаказа и заключением "сделок с дьяволом" абсолютно все участники этого процесса, похоже, еще не успели как следует подумать, собственно, об исполнении самих работ. "Отставание от графика есть. Оно связано с целым рядом причин. Например, отсутствует финансирование со стороны "Спецстроя": по одному из контрактов компания выполняет работы за 7,5 млрд рублей по договору на 1,8 млрд рублей. Сейчас идет подготовка к перезаключению договора. По другим контрактам проблема в том, что за логистику по доставке материалов и оборудования на Арктику отвечает сам заказчик, "дочка" "Спецстроя", и она до сих пор не привезла материалы, а летняя навигация уже почти закончилась. "Спецстрой" — это вообще сложнейший заказчик. Там постоянно меняются люди, кого-то сажают, новые боятся что-либо делать", — сказал "ДП" собеседник, знакомый с ходом работ в Арктике.
Дьявол кроется в каждой детали системы распределения военного госзаказа, считает еще один собеседник "ДП", чья компания до недавнего времени активно работала на подрядах у структур Минобороны. "Без связей — никак, у посредников — свои амбиции, а у подрядчика неизбежно возникают обязательства перед посредниками и перед заказчиком, и так далее. Во всей этой каше вроде как и не до работы. А ведь бизнесмены изначально идут, чтобы поработать, построить что-то и получить за это деньги, и все", — заключил собеседник "ДП".