Суд признал кооператив "Семейный капитал" банкротом. Долги организации — около 3 млрд рублей, пайщики сомневаются, что имущества кооператива хватит на то, чтобы их погасить.
Полугодовая работа временной администрации в КПК "Семейный капитал" закончилась банкротством — такое решение принял Арбитражный суд Петербурга и назначил процедуру конкурсного производства.
Имущество кооператива будут распродавать, чтобы возместить все его долги. Конкурсный управляющий, назначенный кооперативу, Даниил Федичев рассказал, что судить о том, хватит ли имущества КПК для погашения долгов, пока рано. "Все будет происходить в соответствии с законом, но никакой конкретики пока нет, я только начинаю получать необходимые для работы документы", — заявил он.
Дорога до банкротства
Напомним, кредитно–потребительский кооператив "Семейный капитал" учредил в 2011 году предприниматель Игорь Белоусов. Его идея была в том, чтобы на вклады пайщиков развивать сельскохозяйственный бизнес, а продукцию продавать в одноименных кооперативных магазинах. Весной 2015 года в Петербурге их было 34, сейчас — 20. Компании — производители продуктов были в числе пайщиков КПК. Среди них — агрофирма "Тукса", мясной завод "Меркурий", молочный "Второе дыхание" и др. Недавно закрылась связанная с кооперативом сеть кондитерских "Бисквитная лавка "Сова", а сотрудники Медвежьегорского молочного завода обращаются к властям с жалобами на задержку зарплат и проблемы в управлении.
К 2014 году, по данным СПАРК, кооператив привлек более 2,8 млрд рублей заемных средств через фонд финансовой взаимопомощи. Как уже писал "ДП", проблемы у кооператива начались в конце 2015 года, когда Центробанк назначил в КПК временную администрацию.
После этого пайщикам предложили перейти в другую структуру — некоммерческое потребительское общество (НПО) с тем же названием, а затем в марте 2016 года родственница одного из пайщиков добилась заведения уголовного дела по факту хищения денег. Бизнесы, состоявшие в КПК, — и производства, и магазины — продолжают работать как отдельные юрлица, действуют и офисы НПО "Семейный капитал" по приему вкладов. Однако пайщики, которые хотят забрать деньги, рассказывают, что средства им не возвращают. Многие обращаются за помощью к адвокатам. В лучшие времена в кооперативе состояли около 20 тыс. пайщиков, а выручка холдинга "Белоусов групп", управляющего бизнесами в составе КПК, достигала 876 млн рублей.
Получить комментарии "Семейного капитала" "ДП" не удалось: телефоны кооператива не отвечают, как и номер, ранее принадлежавший Игорю Белоусову. Однако группы КПК в соцсетях обновляются, и в них уже началось обсуждение последствий банкротства. От имени кооператива на вопросы пайщиков ответили, что "официального решения еще нет", и пообещали сообщить, если оно появится. Тем временем данные о банкротстве уже опубликованы на сайте арбитражного суда.
Кооперация в беде
"Впереди долгая и муторная процедура, в конце которой (через несколько лет) никто из дольщиков не получит ни копейки, — считает адвокат одного из пайщиков кооператива. — Если что–то и удастся взыскать с должников, то это уйдет на издержки по делу".
Сложные времена сейчас не только у "Семейного капитала", но и в целом у кредитной кооперации. Регулирование этого рынка ужесточается, и многие кооперативы (всего их в России 1608) не справятся с новыми требованиями. К 2018 году КПК обязаны будут соблюдать международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). А к концу того же года — увеличить объем резерва на возможные потери займа с 60 до 100%. Объем российского рынка кредитной кооперации — около 100 млрд рублей в год.