По инициативе ФАС регионы меняют тарифы на эвакуацию авто. В Петербурге цена зависела от типа машины, но 1 сентября Смольный обнародует новые цены. Они изменят не только состав участников, но и объем рынка эвакуации, который оценивается в 650 млн рублей в год.
На следующей неделе комитет по тарифам представит новые расценки на эвакуацию автомобилей в Петербурге. Как "ДП" пояснили в комитете, чиновники уже получили все документы от Федеральной антимонопольной службы (ФАС), и на их основании разрабатывают методику подсчета штрафов.
Новые правила должны сделать рынок эвакуации более прозрачным. Сегодня каждый регион устанавливает тарифы на свое усмотрение. В Петербурге они зависят от типа автомобиля, а в Москве, например, учитывали мощность его двигателя. ФАС разработал несколько формул. Регионы смогут выбрать одну из них.
Приятное для водителей нововведение: забрать автомобиль можно будет до оплаты штрафа. Это ударит по владельцам штрафстоянок, которые брали с водителей оплату за то время, которое машина находилась на стоянке.
Годовой объем рынка эвакуации автомобилей в Петербурге оценивается в 650 млн рублей. Операторами эвакуации выступают ЗАО "Север", ООО "Исток" и "Нева-Север", которые выиграли аукцион на это право несколько лет назад. Аукцион проводил петербургский комитет по законности и правопорядку. Владельцы компаний — это люди, которые давно занимаются бизнесом, связанным с эвакуацией, в ООО с другими специализациями не фигурируют. По всей видимости, давние знакомства и связи в начале 2010-х позволили им занять эту нишу, но сегодня, когда состав руководителей в курирующих комитетах сменился, лоббировать их интересы стало некому. Примечательно, что собственниками эвакуаторов эти компании не являются, они привлекают субподрядчиков.
В год эвакуируют принудительно более 200 тыс. машин, что соответствует примерно 650 млн рублей годового оборота. Речь идет именно о принудительной эвакуации, которая необходима в основном при нарушении правил парковки. В случае эвакуации по заказу самого водителя она обходится дешевле. Так, многочисленные коммерческие компании, которых в Петербурге — десятки, предлагают эту услугу по цене от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. рублей (в зависимости от условий эвакуации). Они тоже смогут подать свои заявки на аукцион и даже, вероятно, победить в нем.
Эвакуация обходится водителю от 2,7 тыс. рублей (кроме этой суммы водитель платит еще более 30 рублей за каждый час пребывания машины на штрафстоянке). Эти деньги уходят именно на оплату эвакуационного процесса. Штраф 3 тыс. рублей за нарушение правил парковки к ним никак не относится, хотя его водитель, конечно, тоже оплачивает. При пересчете по новой формуле эта стоимость может значительно снизиться.
По задумке ФАС, теперь стоимость эвакуации будут высчитывать исходя из анализа рыночных цен на эту услугу, инфляции и расходов компании, которая занимается эвакуацией (налоги, взятые кредиты, стоимость бензина и так далее, вплоть до формы сотрудников).
После того как комитет подготовит новый тариф, его должны будут согласовать в Смольном, а затем, судя по документам ФАС, Смольный должен будет провести новый аукцион. Таким образом, компаниям, которые сейчас отвечают за эвакуацию, придется снова побороться за это право. Борьба пройдет в формате традиционных торгов на понижение цены.
Когда именно может состояться такой аукцион, в Смольном пока не знают. До этого будут действовать нынешние правила эвакуации. То же касается и возможности забрать машину до оплаты штрафа: на федеральном уровне решение о такой возможности принято, но постановление должны принять еще и на региональном уровне. Депутаты Законодательного собрания выходят из отпуска 1 сентября, но не факт, что начнут работу именно с этой задачи.
Несколько месяцев назад вице-губернатор Игорь Албин жаловался на рабочих заседаниях, что компании, которые занимаются эвакуацией, настоятельно намекают на увеличение тарифа, мол, действующие 2,7 тыс. рублей заставляют их работать в убыток. Вице-губернатор давал понять, что сомневается в правдивости заявлений об убыточной работе, тем более что число эвакуированных машин постоянно растет.
В результате объем рынка принудительной эвакуации может уменьшиться. Например, если тариф снизится до рыночной цены эвакуации, — а подсчет по рыночной цене услуги как раз является одной из формул, предложенных ФАС, — то стоимость эвакуации может составить от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей, а объем рынка — около 500 млн рублей.
Обоснование действующих тарифов на эвакуацию вызывает большие вопросы не только у вице-губернатора, но и у экспертов, и у автомобилистов. Например, как отмечают собеседники "ДП", в тариф включают плату за машины, которые владельцы не забирают со штрафстоянок.
"Цены явно не соответствуют экономическим реалиям. Коммерческая эвакуация в Петербурге, конечно, дешевле. Вообще непонятно, что коммерческие организации делают в этом бизнесе. По закону они не могут заниматься там извлечением прибыли. А зачем тогда они там? Есть ли надежда, что новая система будет разумнее? В этом есть большие сомнения. Если говорить про экономическую обоснованность, то владельцы стоянок умеют так составлять документы, чтобы показать, что они якобы работают с огромными убытками. Если говорить про торги и конкурсы, то у нас не так много порядочных компаний, которые будут в этих конкурсах участвовать, так что надеяться на значительное снижение первоначальной цены не приходится", — отмечает Александр Холодов, член организационного совета организации автомобилистов "Свобода выбора".