Пeтербургский миллиардер Виктор Гордейчук, объединивший в 2014 году свою региональную сеть "Техношок" с одним из крупнейших в России продавцов бытовой техники "Техносилой", продал свои акции группе "БИН" семьи Гуцериевых–Шишхановых, которые теперь полностью владеют этим бизнесом.
Как стало известно "ДП", петербургский миллиардер Виктор Гордейчук в августе продал 30% акций "Техносилы" ее основному собственнику — группе "БИН" семьи Гуцериевых–Шишхановых. "Я уже не являюсь собственником "Техносилы". Три недели назад была закрыта сделка по продаже моей доли основному собственнику. Сделка прошла без конфликта, я доволен результатами", — сказал Виктор Гордейчук, отметив, что сумму сделки и ее детали разглашать не готов. В пресс–службе БИН–банка вопросы "ДП" оставили без комментариев. Пресс–служба "Техносилы" отказалась комментировать вопросы, которые касаются акционеров.
Глава FPB Investment Bank Николай Габышев оценил 30%–ный пакет в 1,2–1,3 млрд рублей. Всю компанию "Техносила" Николай Габышев оценил не менее чем в 4,1 млрд рублей. "Стоимость сети составляет от 3 млрд до 4 млрд рублей, то есть 30% могли стоить от 1 млрд до 1,3 млрд рублей", — дает схожую оценку Михаил Бурмистров, генеральный директор "INFOLine–Аналитика".
Выручка "Техносилы" в 2015 году, по данным компании, сократилась на 30% и составила 19 млрд рублей. По итогам первого полугодия 2016 года сеть занимает восьмое место в рейтинге крупнейших продавцов бытовой техники и электроники в России с долей рынка 1,5%, по данным INFOLine.
Читайте также:
Техносила
"Техносила" нацелилась на онлайн-продажи
Семейный подход
Семья Гуцериевых–Шишхановых вошла в состав собственников "Техносилы" в 2014 году через покупку МДМ–Банка, который был основным акционером торговой сети. До этого в сентябре 2014 года две старейшие сети: федеральная "Техносила" и региональная "Техношок", владельцем которой выступал Виктор Гордейчук, — договорились о слиянии. По условиям соглашения, в объединенной компании "Техносила" 30% должны были принадлежать Виктору Гордейчуку, а 70% — структурам МДМ–Банка.
Однако в августе 2015 года Виктор Гордейчук рассказал, что акционеры "Техносилы" не выполнили условия инвестсоглашения по интеграции — он не получил обещанной ему 30% доли сети, хотя со своей стороны все обязательства выполнил, передал активы (торговое оборудование, товарные запасы, переоформил договоры аренды) и пассивы в объединенную компанию.
По словам одного из участников рынка, конфликт начался как раз после того, как группа "БИН" приобрела контроль над МДМ–Банком (осень 2014 года).
Семья Гуцериевых–Шишхановых предпочитает единолично владеть активами, поэтому выход Гордейчука из состава акционеров был неизбежен, отмечает один из участников рынка. По версии Forbes, семья Михаила Гуцериева заняла первое место в рейтинге самых богатых семей России, ее состояние за год выросло в 2,5 раза — до $9,8 млрд. Как рассказывал Михаил Гуцериев в интервью изданию, все активы группы "БИН" на 51% принадлежат ему самому, а еще по 24,5% владеют его племянник Микаил Шишханов и младший брат Саит–Салам Гуцериев.
Кстати, Михаил Гуцериев ощутимо выиграл именно в кризис. По совету председателя Сбербанка Германа Грефа в конце 2014 года он застраховал в кредитной организации свои риски от падения цен на нефть, благодаря чему за 2 года заработал $700 млн, сообщал РБК.
В прошлом году группа "БИН" провела сделки на рекордные $1,5 млрд. В этом году компания продолжает инвестировать. Судя по сообщениям СМИ, компания сохраняет интерес к ретейлу. Со ссылкой на источник в инвестфондах РБК сообщал о переговорах группы "Сафмар" (бывшая "БИН") с "Эльдорадо". Очевидно, рынок бытовой техники и электроники, который после провала 2015 года в этом году начал расти, интересен инвесторам.
Активы из 1990–х
История "Техношока" началась в 1992 году, когда известный предприниматель Олег Тиньков создал в Петербурге ТОО "Петросиб", которое занималось оптовой перепродажей электроники из Сингапура. Спустя пару лет он открыл на Васильевском острове первый магазин Sony, а потом отдал приоритет рознице и основал "Техношок". В 1997 году Олег Тиньков продал сеть "Техношок", она перешла компании "Симтекс" Виктора Гордейчука. Тот, в свою очередь, более 15 лет управлял активом на Северо–Западе.
Сеть "Техносила" и того старше — братья Вячеслав и Виктор Зайцевы открыли свой первый магазин в 1993 году и развивали розничный актив в Центральном и Южном регионах России.
На момент объединения в 2014 году "Техношок" управлял сетью из 43 магазинов, их выручка составляла 6,9 млрд рублей. К концу 2014 года все магазины "Техношок" сменили вывески на "Техносилу". Объединенная сеть насчитывала уже 122 магазина общей площадью 230 тыс. м2, а общая годовая выручка по итогам 2014 года составила 27 млрд рублей без НДС.
Выходом Виктора Гордейчука из состава акционеров завершился корпоративный конфликт в "Техносиле".
Как тогда рассказывал бизнесмен, МДМ–Банк пытался изменить условия инвестиционного соглашения, предлагая ему снизить его долю в объединенной компании с 30 до 10%, а также внести в активы коммерческую недвижимость, находящуюся в собственности у Гордейчука, в частности комплекс зданий на Лиговском пр., 52.
Кроме того, одной из его претензий было то, что акционер "Техносилы" МДМ–Банк не погасил повышенную кредиторскую нагрузку в размере 2 млрд рублей. "Я бы никогда не пошел на объединение, если бы не было договоренности, что они сократят часть долга", — говорил год назад Виктор Гордейчук.
Жизнь после "Техносилы"
После завершения сделки с группой "БИН" у Виктора Гордейчука остается еще один розничный актив — сеть по продаже оптики "Счастливый взгляд" (123 салона в России), а также портфель коммерческой недвижимости в объеме 24 тыс. м2 (управляет ей ЗАО "Компания "Симтекс"). Один из наиболее привлекательных активов — участок площадью 1,7 га на Лиговском пр., 52 (ранее там располагался ООО "Завод лимонной кислоты"). Сейчас это место занимают магазин "Техносила", офис "Симтекс", а все остальные площади сданы в аренду нескольким десяткам арендаторов (всего 18 тыс. м2). По оценке аналитиков, общая стоимость бизнес–активов Виктора Гордейчука превышает 2,7 млрд рублей.
“
В данной ситуации структурные изменения внутри компании, на мой взгляд, никак не отразятся на ее рыночных позициях. Самым важным является содержание бизнеса, его ценность для потребителя. Рынок бытовой техники и электроники действительно восстанавливается. Хорошую динамику показывают товары длительного пользования, которые наиболее сильно просели в кризис, — именно по ним в течение последних полутора лет формировался отложенный спрос. Начиная с III квартала растут продажи холодильников — на 80–90%, стиральных машин — на 40%, встраиваемой техники — на 70–100%.
Олег Пчельников
коммерческий директор "Юлмарта"