Обозреватель Владислав Бачуров, посмотрев последний матч нашей сборной, попытался понять, почему Россия – нефутбольная страна.
Первые матчи после чемпионата Европы сыграла сборная страны по футболу. С новым тренером. С новыми игроками. Не были приглашены в состав до сих пор вызывающие раздражение "монте–карлики". Каждый матч ценен — как хозяева чемпионата мира мы в квалификационных матчах не участвуем. Начало сентября, матч вечером во вторник — ни дач тебе, ни поездок за грибами, соперник сильный (тренер Ганы, бывший наставник "Челси" Авраам Грант, заявил, что цель команды — выйти в полуфинал чемпионата мира) — и что же мы видим на стадионе? Аншлаг? Нет, он не полон. Мало того, ближе к концу матча болельщики потянулись с трибун домой.
Очень легко найти виновников того, что Россия — не футбольная страна. Легче только легкоатлетам, которые во всех своих проблемах винят Всемирную антидопинговую ассоциацию "ВАДА", которая ловит их на применении запрещенных препаратов. Футболистов давно не ловят. Но стадионы и во время матча сборной, да и во время чемпионата России не заполнены. Мало того, у так блеснувшего в прошлом сезоне "Ростова", завоевавшего серебряные медали, посещаемость даже упала. И новый стадион "Спартака" заполнен только на принципиальных матчах — с ЦСКА, с "Зенитом". А матчи "Оренбург" — "Амкар" собирают и вовсе не более 5 тыс. человек. Поэтому немудрено, что в Английской премьер–лиге клубы от телетрансляций получают отчислений почти 2 млрд евро, а у нас — в 100 раз меньше. Валерий Газзаев, сейчас конкурирующий с министром спорта Виталием Мутко за пост президента РФС, говорит: "Россия занимает 14–е место среди 15 ведущих лиг по доходам от телеправ — всего 22 млн евро в год… Хотя доход от телеправ — основной для любого профессионального клуба. Именно он позволяет соответствовать правилам финансового фейр–плей. В Англии телеправа приносят лиге порядка 1,92 млрд в год, в Италии — свыше 880 млн евро, в Испании — 741 млн евро, в Германии — 557 млн, во Франции — 509 млн, даже в Турции — 209 млн. А в России — 22 млн…"
Бывший главный тренер сборной России и тренер ЦСКА Леонид Слуцкий страшно сокрушался и открыл секрет Полишинеля: мол, даже в МЛС (американская лига соккера — так в США называют футбол) стадионы полные. И в Бельгии, Голландии, Турции, Греции. Понятно, что можно не говорить про ведущие лиги — Англии, Испании, Германии, Италии, Франции. Что же так расстроило Слуцкого? "ЦСКА — чемпион России, играет в Лиге чемпионов, построен шикарный стадион в центре 15–миллионного мегаполиса — и 7 тыс. проданных абонементов. Футбольная мы страна?.. — задается риторическим вопросом Слуцкий. — Чемпионат у нас сейчас точно не хуже, чем в 1990–е. А статистика посещаемости все хуже и хуже. Раньше я был уверен, что новая инфраструктура изменит отношение людей к футболу. Но практика показывает, что я ошибался… И эффект от домашнего чемпионата мира, боюсь, будет тоже краткосрочным".
Я хочу спросить вас, читатель, купите ли вы футболку игрока сборной России? Интересно, какого? А ребенку своему купите? Вот зрители матча с Ганой, которые пришли с детьми, теперь вряд ли. В соцсетях пишут: "После матча Россия — Гана будет ходить еще меньше. Детвора собралась возле автобуса сборной России сфотографироваться и взять автографы у игроков сборной. Стыдно, должно быть очень стыдно — отказать детям! Многие были впервые на футболе и уговорили родителей подождать (ждали больше часа) и увидеть своих "кумиров". Как можно пройти мимо ребенка, умоляющего сделать фото или взять автограф… Неужели нельзя было найти 5–10 минут на фотосессию с детворой…"
Я могу поверить, что болельщик не соврал, сам видел много раз, как наши игроки пренебрежительно относятся к болельщикам.
Спортивной страна может быть по количеству людей, регулярно занимающихся спортом, или по числу болельщиков, следящих за спортивными соревнованиями. Когда в 1970–х в Исландии шахматы ввели в школьную программу, эта страна возглавила список самых шахматных стран мира — по количеству гроссмейстеров на душу населения исландцы превзошли даже СССР. А толчком к популярности шахмат стало проведение в Рейкьявике матча за звание чемпиона мира между Робертом Фишером и Борисом Спасским.
В этом году чемпионами Европы стали португальцы, в их составе восемь игроков в возрасте от 18 до 24 лет. В сборной России в составе был только один такой игрок — Александр Головин из ЦСКА. Молодые португальцы, ставшие чемпионами Европы, выросли на матчах своих кумиров — Фигу и компании, которые блистали на чемпионатах Европы 2000 и 2004 годов. Последний, кстати, прошел в Португалии. Португальские подростки, смотревшие тот турнир, оказались более мотивированными, чем наши. Футбольная ли страна Португалия? В Португалии в любом баре вечером показывают футбол, тур растягивают на 4 дня, с пятницы по понедельник, а со вторника по четверг — еврокубки.
А Турция — футбольная страна? На этот вопрос ответила спортивный журналист Фатима Гамми: "За каждой новой формой — очередь, за билетами на матч — очередь, за абонементами — очередь, за покупкой прав на трансляции — очередь из спонсоров…"
Мы в 2018 году принимаем чемпионат мира по футболу. И этот чемпионат, как Евро 2004 года для Португалии, может стать платформой для того, чтобы… Тут я запнулся. Посмотрите на строительство нашего стадиона.