Региональный ДОСААФ и Ленобласть ведут переговоры об аэропорте в поселке Сиверском

Автор фото: Сергей Коньков
Глава областного отделения ДОСААФ Саид Тулаков передаст правительству Ленобласти аэродром в Сиверском. Губернатор региона Александр Дрозденко надеется создать тут аэропорт.

Идея создания пассажирского аэропорта в Гатчинском районе все ближе к реализации. Минобороны ведет переговоры о передаче областному правительству в управление аэродрома в поселке Сиверском.

По данным представителей правительства Ленинградской области, в настоящее время готовится проект договора о сотрудничестве с региональным отделением Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) России по Ленобласти (подчиняется Министерству обороны).
В соответствии с договором, ДОСААФ передаст находящийся у него в оперативном управлении аэродром в поселке Сиверском областному правительству.
В региональном отделении ДОСААФ эту информацию подтвердили.
Таким образом, у областных властей наконец–то появляется шанс создать в Гатчинском районе пассажирский аэропорт–лоукостер. О необходимости создания аэропорта–лоукостера в Сиверском несколько раз заявлял губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

На пересечении дорог

Военный аэродром в Сиверском расположен в 60 км от Петербурга. Сейчас он не используется по назначению. По данным ДОСААФ, здесь базируется военная часть. Аэродром имеет две взлетно–посадочные полосы длиной 2,5 и 2,3 км. Этого достаточно для приема таких самолетов, как "Ил–76", "Ту–134", а также вертолетов всех типов.
Для превращения Сиверского в полноценный аэропорт потребуется построить терминалы, организовать управление воздушным движением и другую инфраструктуру. В километре от аэродрома находится железнодорожная станция Сиверская. Также рядом проходит автомобильная трасса "Псков". По оценке экспертов, инвестиции в создание пассажирского аэропорта в Сиверском начинаются от 500 млн рублей.
Возможным инвестором проекта называлась транспортно–экспедиторская фирма "Евросиб". Однако компания до сих пор не комментирует возможность своего участия в проекте.
По мнению гендиректора ЗАО "Аэродром Пушкин" Сергея Дранника, вложиться в создание аэропорта в Сиверском захочет, скорее всего, только профильный инвестор.

Ограничения полетов

Созданию и развитию нового аэропорта в Ленинградской области препятствует соглашение, подписанное инвестором аэропорта Пулково, консорциумом "Воздушные ворота Северной столицы", и администрацией Ленобласти и Петербурга, о недопущении строительства новых аэропортов в радиусе до 450 км от Петербурга.
Однако, по мнению экспертов, данное соглашение составлено так, что небольшие аэропорты все же появляются в регионе.
В частности, соглашение не мешает развиваться ОАО "Мультимодальный комплекс Усть–Луга" (ММК) московского бизнесмена Алексея Пучкина. Эта компания строит в Усть–Луге грузовой аэропорт за 100 млрд рублей.
"Разработана вся градостроительная документация, уже ведутся проектно–изыскательские работы", — отметил глава ОАО "ММК Усть–Луга" Михаил Ерофеев.
По оценке агентства Tripsta, Пулково входит в число российских аэропортов с наиболее высокими сборами за пользование аэропортом. Что приводит к росту цен на билеты и к тому, что ряд бюджетных авиакомпаний, например "Победа", отказываются работать с Пулково. Кроме того, при необходимости областные власти могут обратиться в антимонопольную службу с просьбой оспорить данное соглашение, уверен один из участников рынка.

Ближайший сосед

До сих пор ближайшим к Петербургу аэропортом, откуда летают лоукостеры, была финская Лаппенранта.
В 2015 году авиакомпания Ryanair закрыла рейсы из Финляндии. А в конце прошлого года муниципалитет Лаппенранты выкупил аэропорт у государственной компании Finavia.
Сейчас ведутся переговоры с несколькими лоукостерами о возобновлении полетов с весны 2017 года.
Идея создать аэропорт–лоукостер в Гатчинском районе оправдает себя. Особенно с учетом того, что доходы россиян снижаются, а путешествовать хочется с комфортом. Пассажирский аэропорт под Петербургом может окупиться, если не будет проблем с транспортной доступностью к нему, а также если цены на перелеты будут ниже, чем в Пулково. Важно также, чтобы новый аэропорт не только предлагал перелеты в такие же города, что и Пулково, но и сформировал маршруты, которые не предоставляет городской аэропорт. В принципе, идея работы лоукостеров во вторичных аэропортах в России работает, например, такие аэропорты успешно действуют в Калуге, Жуковском, Ульяновске.
Борис Рыбак
гендиректор консалтинговой компании Infomost Сonsulting