После выборов, по традиции, началось брожение. В Госдуме снова меняют спикера, разведчиков тоже ждет новый шеф. С учетом последних утечек о глобальном переформатировании силовых структур кажется, что в Кремле пришли к выводу: ничего лучше, чем опора на госбезопасность и правящую партию, все равно нет.
Старый спикер Госдумы Сергей Нарышкин оказался непригоден и назначается руководить Службой внешней разведки. Его место занимает заместитель главы администрации президента (АП) Вячеслав Володин, которому предстоит пожать плоды своих "честных выборов". Главу же СВР Михаила Фрадкова пристраивают в председатели совета директоров РЖД на место, которое занимал вице-премьер Аркадий Дворкович.
Михаил Фрадков приходил в СВР с поста премьер-министра (а до того служил в торговом представительстве), Сергей Нарышкин — транзитом через должности главы АП и спикера Госдумы. То ли разведка у нас такая, что ей может руководить любой, то ли во власти на самом деле все разведчики.
Сергей Нарышкин, кажется, не очень хотел такого поворота в карьере. О чем говорит и тот факт, что он вообще пошел на одномандатный округ — там теперь придется проводить довыборы. И после голосования он заявил, что депутатский мандат складывать не собирается. Хотя к тому моменту слухи о его назначении в СВР уже давно все обсудили. "Мне казалось, всем давно привыкнуть нужно было бы ко всякого рода домыслам, слухам, разговорам, сплетням, связанным с назначением, переназначением", — с недовольной интонацией комментировал Сергей Нарышкин информацию о своем будущем.
Так и есть, мы все давно привыкли к тому, что на опровержения можно не обращать внимания. Удачи на новом месте, как говорится. Вячеслав Володин, когда появились слухи о его будущем спикерстве, тоже заявлял, что не собирается уходить из Кремля в Госдуму. Может, и Аркадий Дворкович не хотел свой пост уступать, и Владимир Якунин — уходить с должности президента ОАО "РЖД". К тому, что никого не интересует мнение избирателей, только что проголосовавших за то, что именно Сергея Нарышкина они хотят видеть своим представителем в Думе, мы привыкли еще раньше.
В 2011 году перестановки были чуть менее масштабными. Сергей Иванов и Вячеслав Володин пришли в АП, Владислав Сурков ушел в правительство и постепенно скатился до представителя президента в Южной Осетии и Абхазии. Сейчас АП покидают Иванов с Володиным, их заменяют малоизвестные технари. Вместо Володина, к примеру, ждут Петра Зеньковича, начальника управления президента РФ по общественным проектам.
Есть, например, мнение, что замена Дворковича на Фрадкова в РЖД — признак потери позиций Дмитрия Медведева (если, конечно, можно говорить о наличии у премьера каких-то собственных позиций). Ну что ж, 5 лет назад некоторые эксперты говорили, что уход Суркова — признак грядущего удушения "Единой России". Практика показала, что "Единая Россия" только укрепилась, это "Народный фронт", наоборот, стал очередной общественной палатой.
На первый взгляд, значение имеет только перемещение Володина в Госдуму. Не случайно же его предложил в спикеры сам Владимир Путин, формально не имевший отношения ни к партии, ни к выборам. Нарышкина, например, предлагал в 2011 году Дмитрий Медведев, возглавлявший партсписок. Что точно следует отметить — вразрез с принятой в таких случаях практикой никто не устраивал никаких дымовых завес вокруг новых назначений. Как с самого начала стало известно, так и получилось.
Все остальное — передвижения по цепочке с целью пристроить вытесняемых. Администрация президента, видимо, будет теперь менее могущественным органом, а Госдума (читай: партия) — более могущественным. Если просто смотреть на фамилии. Назначение в СВР означает полное выключение из публичной политики, так что с 5 октября про Сергея Нарышкина мы долго не услышим.
Однако есть варианты. Недавно с подачи "Коммерсанта" появилась информация о планах по созданию, точнее, воссозданию министерства государственной безопасности, включающего нынешние ФСБ, ФСО и СВР, с приданием новых полномочий по надзору за расследованиями уголовных дел. Следствие при этом вроде бы планируют вернуть под контроль Генпрокуратуры — и любопытны слухи о скорой отставке Александра Бастрыкина. "Лицо" и трибун СКР Владимир Маркин службу уже скоропостижно оставил.
Если Сергею Нарышкину уготовано возглавить новое мощное МГБ, мы о нем как раз станем ислышать очень часто. А вот, кстати, Владимир Путин и по поводу партий высказался - мы, говорит, когда допускали к участию большое количество партий, хотели, "чтобы был понятен политический ландшафт". Ну что ж, кажется, он стал понятен: "Давайте подумаем, как сделать так, чтобы и принципы демократии не были ущемлены, и чтобы сама политическая структура не работала против самой себя", - предложил президент. Очевидно, это стоит понимать как предложение подумать, а нужно ли нам столько партий, если ландшафт вон какой ровный.
Опора на старые добрые МГБ и правящую партию — что может служить лучшей гарантией государственной стабильности и процветания!
Опора на старые добрые МГБ и правящую партию — что может служить лучшей гарантией государственной стабильности и процветания!