В четверг в Гарварде вручали очередную Шнобелевскую премию. Несмотря на то что она традиционно считается шуточной, политикам и бизнесменам стоило бы всерьез отнестись к изысканиям лауреатов.
Изобретения лекарства от рака, научные исследования того, как можно понизить уровень бедности в африканских странах и преодолеть глобальное потепление… За все это никогда не дадут награду лауреатам Шнобелевской премии, церемония вручения которой прошла вчера в Гарварде. В прошлом году "Золотая малина" мира науки, являющаяся шуточным аналогом Нобелевской премии, отметила свой 25-летний юбилей, то есть премия существует уже четверть века, а ее лауреаты буквально купаются в деньгах. Все-таки $10 трлн в качестве приза – это серьезная сумма, особенно если не задумываться над тем, что доллары зимбабвийские, и не переводить приз в американскую валюту (тогда получится всего-то центов 40).
Шутки шутками, но называть Шнобелевскую премию "антипремией", конечно, неправильно: это, скорее, параллельная вселенная мира ученых. Пародия, но не из тех, что глупо высмеивают, а из тех, что заставляют улыбнуться, а потом крепко задуматься. Кстати, организаторы премии говорят, что именно по этому принципу и определяют победителей. Задуматься и правда есть над чем. Вот, например, в 2010 году премия досталась ученым из Италии, доказавшим, что если брать на работу и повышать людей наобум, то компания сможет работать куда эффективнее. Оказалось, закономерность, за которую наградили где-то в параллельной вселенной, работает и в нашей. В реальности примерно так все и происходит. А в 2015 году Шнобелевская премия по менеджменту досталась исследователям, пришедшим к выводу, что пережившие в детстве стихийные бедствия руководители более склонны к принятию решений. Если до этой информации доберутся рекрутеры, то к странным вопросам, с которыми на собеседованиях и так приходится сталкиваться соискателям, добавится еще один – про землетрясения и цунами.
В этом году в менеджменте никто не отличился, зато новозеландским ученым досталась премия в области экономики за исследование уникальности бренда на примере… камней. Да-да, камней. Исследователи просто показывали их студентам, а те умудрились рассмотреть в камнях бизнесмена, путешественника, либеральную женщину и еще массу разных личностей. Опять же отличное подспорье для политиков. Можно вообще не тратиться на предвыборную агитацию и ждать, пока из 10 разных партий граждане выберут ту, которая покажется им наиболее либеральной, например. Или именно так все уже и делают?
Ну и бизнесменам, конечно, будет что почерпнуть из этого исследования. Последних, кстати, тема камней привлекала уже давно. Вот в 1975 году копирайтер Гари Дал внезапно решил заняться собственным бизнесом и основал компанию Pet Rock, которая продавала камни, представляя их покупателям "самыми лучшими на свете домашними животными". Несмотря на то что идея била все рекорды неадекватности, покупателей нашлось немало. На продаже камней по $4 за штуку Гари Дал умудрился за полгода заработать $15 млн.
Читайте также:
Спонтанные кадровые решения идут на пользу бизнесу
В отличие от 2013 года, Шнобелевская премия мира досталась не государственному лидеру (ее тогда получил Александр Лукашенко за запрет аплодисментов), а двум философам, представившим трактат "О восприятии и распознавании псевдоглубокомысленной бессмыслицы". Тут политикам и чиновникам срочно нужно задуматься над случившимся – кажется, их разоблачили. Дело в том, что ученые представили научный трактат "О восприятии и распознавании псевдоглубокомысленной бессмыслицы". В нем философы попытались понять, как люди реагируют на откровенную чушь, скрытую за звучными терминами. Прямо сейчас надо бы заказать около 140 млн копий этого трактата и перевести их на русский язык, чтобы наконец все могли дешифровать заявления ряда наших чиновников.