Сработает ли план чиновников по удвоению числа болельщиков

  

Директор по стратегии и развитию Российской футбольной премьер–лиги (РФПЛ) Евгений Савин — лучезарный оптимист. Он верит, что за короткое время при помощи красивых PR–ходов можно изменить в стране отношение к футболу. На встрече со студентами МГИМО он заявил: "Мы хотим к следующему сезону переформатировать турнир не с точки зрения соревнований, а с точки зрения его бренда, подачи и визуализации". "Надеемся, это даст свои плоды в течение 3–5 лет и средняя посещаемость в течение этого времени у нас возрастет до 25 тыс. человек", — прогнозирует он.
Сейчас средняя посещаемость — 11 тыс. зрителей. Сколько лет ждали своего стадиона болельщики "Спартака" и ЦСКА, дождались, но где аншлаги на матчах родного чемпионата? В этом сезоне открылась "Арена ЦСКА", из чистого любопытства на матч открытия с "Тереком" пришло 26 400 зрителей, а потом по нисходящей: ЦСКА — "Краснодар" — 14 000, ЦСКА — "Уфа" — 9800…
В городе Гельзенкирхене живет 258 тыс. человек. Стадион местного клуба "Шальке 04" "Фельтинс–арена" (ранее известная как "Арена Ауфшальке") вмещает 62 тыс. зрителей. В этом году команда стартовала в Бундеслиге неудачно — с пяти поражений подряд. На шестой матч на стадион пришли 62 тыс. болельщиков. Как всегда. В городе Оренбурге 562 тыс. жителей. Стадион вмещает 7500 зрителей. На матчи команды приходит 4,5–5,5 тыс.
Я специально сравнил эти два клуба, потому что спонсором обоих является владелец "Зенита" "Газпром".
Савин рассказал, что "Зенит" на новом стадионе на Крестовском острове ожидает среднюю посещаемость 30–35 тыс. болельщиков. Но у нас таких, как "Зенит", сколько? "Спартак"? ЦСКА? "Краснодар"? И на каждый "Зенит" есть свой унылый "оренбург" — в данном случае не конкретная команда, а типично провинциальный клуб, в котором московский или петербургский болельщик не знает фамилии ни одного игрока.
Почему ведь теперь почти все матчи показывает канал "Матч ТВ"? А потому, что эти матчи никто не смотрит. А почему не смотрит? Да потому, что каналу самому неинтересны "Уфа" или "Урал". В заставках канала те игроки, кого и так все хорошо знают, — звезды ЦСКА, "Спартака", "Зенита". И нет никого из "Оренбурга". Им неинтересно, нам неинтересно.
Можно посмотреть рейтинги трансляций матчей Российской премьер–лиги. За этот месяц данных еще нет, а в сентябре все стабильно: рейтинг телетрансляций матчей Российской премьер–лиги — 1–1,2%, даже матчи "Спартак" — "Локомотив", ЦСКА — "Краснодар" и "Зенит" — "Рубин" не выделяются из этой однопроцентной картины. Доля — 3–4%.
Какие меры по переформатированию "с точки зрения его бренда, подачи и визуализации" смогут переломить ситуацию? Улучшение имиджа игроков? Но одна вечеринка в Монте–Карло тут же спустит все усилия по улучшению имиджа в унитаз вместе с выпитым шампанским.
Работа с болельщиками? Так для этого специально создали ВОБ (Всероссийское объединение болельщиков), прикармливали всячески, даже президент страны их пивом угощал и советовал "отбуцкать" президента РФС за углом. И наши болельщики так вошли в раж, что устроили настоящий террор во время чемпионата Европы во Франции, так что дело закончилось тюрьмой.
"Посещаемость (матчей РФПЛ) мы оцениваем как низкую, потенциал людей, которые могут ходить на матчи, гораздо выше. Основные проблемы — это обеспечение комфорта и безопасности. Мы сейчас занимаемся работой, связанной с ребрендингом лиги. На сегодня около 27 млн человек в России интересуются футболом, — рассказал Савин. — Потенциал аудитории у нас оценивается так, что до 40 млн человек можно вовлечь в футбол". Вот так. Заявил "ребрендинг", переименовал РФПЛ в "российскую бундеслигу", потом сказал трахтибидох — и 40 млн уже твои фанаты.
Несколько лет назад Сулейман Керимов нанимал дорогих консультантов для улучшения имиджа "Анжи", в который он тогда вкладывал десятки миллионов евро. Выделенные в переформатирование имиджа деньги растаяли совершенно незаметно для имиджа клуба, а тут еще Керимов сократил финансирование, так что и улучшать стало нечего. У нас часто так в футболе происходит.