Фильм "Инферно" Рона Ховарда: каков он, герой в XXI веке

 

Киноистория профессора–семиотика Роберта Лэнгдона (Том Хэнкс) из Гарвардского университета, специалиста в области религиозной символогии, началась в 2009 году, когда впервые был экранизирован роман Дэна Брауна "Код да Винчи", затем продолжилась в "Ангелах и демонах". Теперь вот фильм третий — "Инферно".
"Половина людей погибнет, чтобы спасти их, у нас есть всего 8 часов" — так в рекламном ролике излагается содержание каждого второго боевика, но в данном случае это лишь завлекательная обложка. Перемещения из одной культурной столицы в другую, лазанье по музеям и поиск артефактов в конце концов тоже могли бы стать просто интерьером для какой-нибудь пальбы. Но это в кинотрилогии про Лэнгдона, как мы понимаем, не самое главное.
Отличие этого героя от тысяч других в том, что он не стреляет и не дерется, единственное оружие Лэнгдона — интеллект. Кстати, знание древних мифов еще 100 лет назад считалось нормой для образованного человека (Фрейду, например, если судить по его книгам, даже сны снились на темы древнегреческих мифов), а теперь превратилось в совершенную экзотику, что делает подобное знание еще большей силой, а иногда от этого зависит и спасение мира (как в этом фильме, например). Там, где типовой герой Голливуда кричит: "Срочно нужен вертолет и боеприпасы", Лэнгдон говорит: "Срочно в библиотеку!" "Куда вы?" — спрашивает его очередная подруга. "За читательским билетом!" — отвечает профессор на бегу.
К третьему фильму это уже немного напоминает анекдот ("как пройти в библиотеку"), но и тут можно разглядеть важный посыл: тому, кто обладает знанием, спешить нужно не к вертолету, а к первоисточнику. Вместо карты сокровищ такому человеку нужна карта музея, а чтобы разгадать обман, ему не нужны ультракрасные очки или жучки: достаточно наблюдательности. И даже временно лишившись памяти, интеллектуал кое на что способен. Конечно, враги Лэнгдона немного подыгрывают ему в каждом фильме: они не слишком расторопны и не столь кровожадны, как обычные злодеи. Но важно понимать: "Инферно" вместе с двумя предыдущими экранизациями Дэна Брауна — это гимн интеллекту, во-первых. А во-вторых — популяризация культуры и фигуры ученого в массовом кино, грандиозный просветительский проект, попытка сделать культуру модной.
В итоге всегда получается, что человек с интеллектом выигрывает у человека с пистолетом. Кроме того, это еще и популяризация гуманистических ценностей. "Это бесчеловечно", — говорит в каких-то случаях Лэнгдон, и все понятно не только про его интеллект, но и про совесть, и про ценности. Он не просто ученый, но интеллигент вполне в российском значении слова — человек, принимающий на себя ответственность за мир.
Понятно, что с каждым новым фильмом будет все больше повторов, и совсем уж длинную историю из Лэнгдона сделать не удастся. Но и то, что есть, заслуживает высокой оценки.
Это смелая попытка изменить представление о том, что такое главный герой в XXI веке.
Тем, кто в очередной раз будет рассказывать о бездуховности Запада, можно напомнить о существовании, например, таких вот фильмов. И полном отсутствии чего-то подобного у нас.