Если в России выборы идеально описываются актерской присказкой "о чем говорить, когда не о чем говорить", то за океаном идет битва не на жизнь, а на смерть. Накануне голосования "ДП" спросил 12 "русских американцев", кого из двух кандидатов они поддерживают и почему.
Понять, что на самом деле сейчас происходит в США, из российского телевизора почти невозможно, помимо того, что противостояние Трамп — Клинтон — это совсем не игра в поддавки. Чтобы разобраться, с какими чувствами американцы идут на участки для голосования, мы поговорили с теми, кто когда–то жил здесь, а теперь живет там. Они поведали, действительно ли тема России играет на выборах такую большую роль, и объяснили, какие есть основания поддерживать каждого из двух кандидатов.Выяснить это оказалось совсем непросто. Бывшие петербуржцы через одного отказывались отвечать, ссылаясь на возможные проблемы с работой. Кто–то попросил придумать псевдоним. Кто–то на всякий случай пересылал ответы электронной почтой, полагая, что всем известная социальная сеть умеет стирать сообщения неправильного политического содержания.
В конечном итоге наши респонденты — бывшие российские предприниматели, врачи, программисты, журналисты и чиновники — подтвердили: вопрос сейчас (и для них, и для всей их новой страны) не "кто лучше", а "кто хуже". Голосовать будут не за кого–то, а против кого–то. Кто хуже — предприниматель особого склада без политического опыта с сомнительным моральным обликом или же чересчур опытный и не слишком здоровый политик, которого ловили на сомнительном финансировании, лжи и политических провокациях?
Денис Бучилин
В США с 2000 года. В России работал шефповаром и антикризисным менеджером. В Америке работает в
сфере клубного бизнеса во Флориде.
Эти выборы интересуют меня, как никогда раньше. Впервые за пост президента борется бизнесмен, а не политик.
Восемь лет назад США каким–то чудом выбрали первого в истории президента–афроамериканца. И что из этого получилось? Ничего хорошего, на мой взгляд. 80% черного населения, которые и так живут почти на халяву за счет страны, стали жить еще лучше, получили больше льгот, как не работали, так и не работают.
А теперь в президенты хотят выбрать пожилую женщину, которая и так несчастлива в браке, а теперь начнет выплескивать всю свою злость наружу. Плюс ко всему она еще очень дружит с арабским миром, который поддерживает ее финансово. В какой–то момент придется платить по счетам, и ничем хорошим это не закончится.
Я лично пойду голосовать за Трампа. Он очень напоминает мне Жириновского, а Жириновский хоть и дурной, но далеко не дурак.
Плюс Хиллари — против России, а Трамп — за дружбу с Россией. Если две сильнейшие державы в мире будут дружить, всем будет только плюс.
Григорий Александров
В США с 2000 года. В России работал редактором «Делового Петербурга». В США также занимается
журналистикой
.
Нынешние выборы меня серьезно волнуют и интересуют, поскольку от них во многом зависит будущее страны, которую я очень люблю и уважаю. Пойду голосовать обязательно.
Тема России играет в этой кампании большую роль. Раньше такого не было ни с Россией, ни с другими иностранными государствами. Однако, по мнению американских спецслужб, российские спецслужбы похитили внутренние документы демократической партии и опубликовали их с явным расчетом обеспечить преимущество кандидата–республиканца.
Косвенно это подтверждается тем, что Трамп постоянно хвалит Путина и — случай беспрецедентный в политической истории США — ставит его в пример нынешней администрации и Хиллари, а Путин и государственные российские СМИ постоянно хвалят Трампа. Внятных опровержений этой теории пока не последовало. Поэтому тема России регулярно всплывает, но нельзя сказать, что она наиболее важная.
Мне категорически не нравятся оба кандидата от двух главных партий. Я традиционно поддерживал республиканских кандидатов, но на этот раз буду голосовать за Клинтон. Потому что, на мой взгляд, Трамп — фальшивый республиканец, потому что он непредсказуем, потому что он популист и потому что он невоспитанный человек. То есть я буду голосовать не за Клинтон, а против Трампа, как, вероятно, и большинство избирателей.
Степан Рабимов
В США с 1995 года. В Америке — директор факультета модной журналистики при Академии искусств
(Сан–Франциско), предприниматель, директор издательского дома.
Не могу сказать, что выборы меня очень волнуют. Те политические изменения, которые произошли за 20 лет моей жизни в Америке, в очень малой степени затронули мой бизнес или мою личную жизнь.
Сам я — член Независимой партии, поэтому не обязан голосовать за одного из этих двух кандидатов. Оба они мне не нравятся, и голосовать я не буду.
Я был очень удивлен, что теме России было уделено такое внимание. Это только отвлекает от местных проблем. Кандидаты таким образом уходят от объяснений, как они собираются решать локальные вопросы.
Если Владимир Владимирович регулярно говорит, что американские выборы — дело американского народа, то Хиллари Клинтон постоянно упоминает о связях Трампа с Россией. Это звучит очень смешно, потому что есть миллион местных проблем, по которым нужно принимать решения.
Лет семь–восемь назад у России и США были довольно теплые отношения. Были интересные бизнес–проекты, росли туристические потоки в обе стороны. Было много позитива, и я очень надеюсь, что мы сможем вернуться в это русло.
Ирина Чекина
В США с 1999 года. В России была редактором телерадиокомпании «Петербург — 5 канал». В Америке не
работает.
Сказать, что эти выборы нас волнуют, значит почти ничего не сказать о чувствах, которые испытывает большинство американцев. Общество разделилось на две части. Люди теряют друзей, знакомых, родственников в этой необъявленной войне. Вчера я ехала по привычной дороге в магазин и впервые увидела таблички с именами кандидатов, воткнутые в газон. За Трампа в 3 раза больше, чем за Хиллари. Осталась неделя, а таблички только появились. Это говорит о том, что люди боялись публично показывать свой выбор.
Я уже была в Америке, когда голосовали за Гора и Буша, затем я сама принимала участие в последующих голосованиях. Ничего подобного страна не испытывала до сих пор, это я могу точно сказать.
Тема России играет небольшую роль. Вопрос о продаже урана уже обсудили на всех каналах. Теперь все внимание на себя перетянули Wikileaks. Ежедневная порция новых опубликованных писем Клинтон и сотрудников ее штаба настолько велика, что за день ее не успевают обсудить. Сейчас главный вопрос в том, какие процессуальные нормы могут быть применены к ней в случае, если она будет избрана президентом.
Изначально Трамп мне совершенно не нравился. Но его программа — офигенная. Я голосую за его программу. Его моральный облик 11–летней давности меня не интересует. Мы с мужем довольно аполитичны. До выборов я негативно относилась к Трампу, так как совсем ничего не знала о нем, и моя неприязнь основывалась только на его внешнем поведении. Но Трамп победил всех своих республиканских конкурентов. Шаг за шагом он убедил меня в том, что программа, которую он предлагает, — это единственно возможная программа на пути к возрождению страны.
За те годы, которые я живу в Америке, я почувствовала на себе ухудшение уровня жизни, рост цен, ухудшение качества медицины и образования и их удорожание.
В Америке взрослые дети всегда жили отдельно и независимо от родителей. Теперь, чтобы создать свою семью, они должны быть уверены, что родители им будут помогать материально.
Восьмилетнее правление Обамы ввергло страну в яму бюджетного дефицита. Мы стоим на пороге нового экономического кризиса, независимо от того, кто будет избран президентом. Я предпочту выбираться из кризиса вместе с Трампом, нежели с Хиллари, которая далека от народа. Находясь под следствием, она будет сосредоточена на своих проблемах, а не на проблемах страны. Мой муж — бизнесмен. Для бизнеса Трамп — наиболее предпочтительный кандидат. Клинтон предпочтительнее для любителей социальной помощи и продуктовых талонов. Скоро мы увидим, кого в Америке больше. Но, как известно, если бизнесы не выживают, то и социальная помощь заканчивается. Я надеюсь на то, что здравый смысл победит.
Виталий Кузьмин
В США с 2014 года. В России работал дата–аналитиком в IT–компании. В Америке — директор по
аналитике в IT–компании.
В целом волнуют выборы здесь чуть меньше, чем в России. Хоть власть президента и огромна, это больше про внешнюю политику: внутренняя гораздо больше зависит от штата и муниципалитета, нежели от президента.
Мне не нравятся оба кандидата, как и очень многим здесь, в Калифорнии. Методом исключения я (как и большинство в Калифорнии) голосовал бы за Хиллари. Просто потому, что при ней все останется примерно так, как сейчас. А Трамп, являясь настолько же некомпетентным, как она, или даже больше, чем она, начнет к тому же многое менять и скорее сломает то, что работает, нежели починит.
Сергей Алексашенко
В США с 2013 года. В России был замминистра финансов, первым зампредседателя Центробанка. В США
занимается преподаванием.
Я не симпатизирую ни одному из кандидатов. Получается, что я солидарен с большинством американцев — у обоих рейтинг поддержки сильно ниже 50%.
Хиллари, во–первых, лишена харизмы. Она — хорошо отполированный бюрократ, который знает, как правильно отвечать на любые вопросы, но при этом не может преподнести избирателю никакой яркой идеи. Сегодня в России мы видим, что бывает, когда бюрократы (чиновники) захватывают власть. Понятно, что в Америке до таких крайностей не дойдет, но… Кроме того, мне не нравится, что, пойдя на поводу у сторонников Сандерса, она взяла много социальных обязательств, которые будут двигать Америку в сторону проевропейского социального государства, утяжелять американскую экономику и снижать ее эффективность.
Трамп меня отталкивает своими человеческими качествами — постоянное вранье, незнание фактов, отрицание самим собою сказанных фраз. Кроме того, хорошо видно, что он — типичный волк–одиночка, который не может собрать сильную команду, а время политиков–одиночек в Америке давно прошло.
Пока Трамп "успешно" расколол республиканскую партию, вогнав ее в серьезный кризис. Если он выиграет выборы, то в кризис попадет вся политическая система Америки.
Дмитрий Лаврук
В США с 2016 года. В России был индивидуальным предпринимателем. В Америке работает зубным
техником.
Я очень удивлен и расстроен тем, что из 309 млн жителей США осталось только двое этих кандидатов — преступница и реинкарнация Жириновского (со всеми его плюсами и минусами).
Во время этой кампании ни об одной стране не говорят так много, как о России и о Mr. Putin. США как нации нужен объединяющий элемент, и Россия, как исторический антипод, прекрасно подходит на эту роль. Я буду голосовать за Трампа. Считаю, что он может встряхнуть страну, в которой просто невероятная куча проблем — начиная с расизма по отношению к белым и заканчивая кривым патентным законодательством.
Кристофер Пасконе
Прожив в России 14 лет, вернулся в США в 2014 году. В России был редактором английской версии сайта
ФК «Зенит», в США преподает в университете штата Висконсин.
Предстоящие выборы не могут не интересовать меня, ведь я снова живу в Америке, и здесь расти моим детям. Но я стараюсь не принимать участие в медиашоу вокруг выборов. Трамп — абсолютный клоун, американский Жириновский. Если кто–то хочет смотреть на это и развлекаться, это их выбор. Но я точно не хочу тратить свое время на это и тем более не хочу иметь подобную "медиаличность" в качестве руководителя страны.
Обязательно пойду голосовать. Во–первых, это долг перед страной и перед семьей. Во–вторых, на выборах весело. Всегда встречаешь знакомых на избирательном участке, всегда получаешь новые впечатления от своего "комьюнити". И, когда голосуешь сам, становится спокойнее на душе. Если Трамп выиграет, то буду знать, что это вопреки моим действиям.
В США наши СМИ постоянно что–то рассказывают про Россию и ее роль в этих выборах. То ли Трамп большой фанат Путина, то ли русские хакеры взламывают какие–то американские почтовые серверы. К счастью, я не смотрю и не читаю этот бред. Главное, что если Трамп выиграет, то это приведет к дестабилизации во всем мире, и это не может не сказаться в том числе и на отношениях с Россией. Как я понимаю, Россия тут же очень тактично воспользуется американскими глупостями в случае победы Трампа.
Я поддерживаю Берни Сандерса. Он приезжал в мой город, и я пришел вместе со своими студентами послушать его выступление. Было очень классно. Он для меня идеальный кандидат. Увы, наша страна слишком консервативная… Буду голосовать за Хиллари. Мне от нее ни холодно ни жарко, ничего против нее лично я не имею. Главное — что она от демократической партии.
Андрей Горюнов
В США с 2014 года. Занимает пост заместителя председателя петербургского отделения «ОПОРЫ
России».
Эти выборы меня, конечно, волнуют. От вектора, заложенного будущим президентом США, многое зависит в мире вообще и в отношениях с Россией в частности.
СМИ, телевидение здесь на стороне действующей администрации, поэтому тему России они раскрутили по полной, чтобы связка "Трамп и Россия" работала на Клинтон. В школе, где учится мой средний сын, в 6–м классе есть урок — обзор новостей. Мозги там промывают детям конкретно. Например, говорят, что Россия разорвала плутониевое соглашение, так как готовится к войне за мировое господство. Что российские хакеры угрожают США. Что Путин — диктатор, что он такой же, как Гитлер и Сталин. В старшей школе активно идет пропаганда против Трампа — и прямо на уроках, и после них, на специальных мероприятиях. Очень показательно, что культура пропаганды очень низка: допускается все, что может унизить кандидата. Нам это дико. Считается нормальным заявить в школе, что Трамп — дурак и сумасшедший.
Американцы не интересуются особо внешней политикой. Это свойственно только приезжим. Американцы свято верят, что CNN и FOX говорят и показывают истину, и возмущаются, если кто–то при них говорит, что не верит в это. А вот приезжие не верят CNN. Никто — ни китайцы, ни русские, ни ямайцы, ни индусы. Все они верят своим СМИ или хотя бы видят и то и другое. Все более популярным становится Russia Today. Мы в семье — за Трампа. Его программная речь о курсе внешней политики близка нам, россиянам. Было бы хорошо, чтобы он ее воплотил. Клинтон слишком агрессивна. Среди женской части молодежи она уже "патриотизм" раскрутила — покажем, мол, Путину, как надо воевать.
Но нам понятно, что будущий президент будет лишь верхушкой огромного айсберга власти. А то, что мы видим сейчас, есть шоу.
Елена Ришес
В Америке с 2011 года. В России работала переводчиком в компании Promt. В СШАработает в отрасли IT.
Калифорния, где я живу, по политическим воззрениям штат очень демократичный. Особенно в Силиконовой долине, в среде технической интеллигенции. Я знаю лично всего пару человек, которые поддерживают Дональда Трампа, и это знакомые из других штатов.
Эти выборы окружены таким количеством скандалов и вниманием СМИ, что их довольно сложно игнорировать. К тому же у меня острая ностальгия по политической картине в России конца 1990–х, когда у нас еще было больше одной политической партии и когда было много харизматичных персонажей на политической арене.
О России здесь говорят по двум причинам. Во–первых, Россия фигурирует в обсуждениях международной политики кандидатов. Во–вторых, есть основания полагать, что российские власти пытаются повлиять на результаты выборов. WikiLeaks опубликовала ряд писем, дискредитирующих высших представителей демократической партии. Эти письма были взломаны и предоставлены WikiLeaks российскими хакерами.
Если бы я уже имела право голосовать, то голосовала бы за Хиллари Клинтон. Лично ее я не поддерживаю, но Трамп — совершенно одиозная и непредсказуемая фигура. А вот мой муж говорит, что проголосовал бы за Трампа: в Калифорнии все равно победят демократы, и для штата будет лучше, если республиканцы получат дополнительные голоса.
Александр Бирман
В США с 1991 года. Практикующий врач.
Предстоящие выборы волнуют, интересуют и, пожалуй, расстраивают сильнее, чем все предыдущие, вместе взятые. Печально, когда приходится голосовать не за кого–то, а против кого–то. Мой голос был не за Трампа, которому не место во главе государства, а против Клинтон, которая вместе со своим мужем являются одной из самых коррумпированных семей в политике. Поскольку из двух зол пришлось выбрать меньшее, то я проголосовал за Трампа.
Россия в дискуссиях вокруг выборов представляется, как в старые добрые времена СССР, новой империей зла. Думаю, рядовому американцу более важна внутриэкономическая политика кандидатов, чем Россия, Украина и Евросоюз. Антироссийская пропаганда по телевизору периодически проскальзывает (как правило, в совокупности с Трампом), но сейчас, когда до выборов осталось всего несколько дней, фокус с России смещен на более актуальные предвыборные темы.
Светлана Тарасова
В США с 1997 года. По профессии — инженер–программист.
Я поддерживаю Сандерса и Уоррен, а голосовать буду за кандидата, который поставит их на ключевые позиции, то есть за Клинтон. Кроме того, второй кандидат не производит впечатление вменяемого. Замечательно, что есть выборы, без них было бы плохо. Хотя кампания уже давно сидит в печенках. К счастью, осталось недолго.