Парламент Петербурга принял в первом чтении проект городского бюджета на 2017 год. Против его принятия выступили депутаты трех фракций из шести. Самым внезапным стало объявление губернатора Георгия Полтавченко о повышении цен на проезд сразу на треть.
Представлять проект бюджета депутатам приехал губернатор Георгий Полтавченко. "Параметры абсолютно реалистичные и гарантируют городу финансовую стабильность", - заявил он и назвал бюджет социальным как по сути, так и по своей структуре. Планируется, что в следующем году доходы составят 470,7 млрд рублей, расходы - 534,9 млрд рублей. Дефицит достигнет 64,3 млрд рублей.
Это больше, чем в 2016 году, когда после всех корректировок доходная часть составила 447,8 млрд рублей, а расходная - 506,4 млрд рублей.
Возможностью задать вопросы губернатору воспользовались лишь депутаты оппозиционных фракций - у единороссов вопросов не возникло. Ирина Иванова из КПРФ поинтересовалась, например, размером субсидий на оплату коммунальных услуг. Георгий Полтавченко ответил, что в следующем году на такие выплаты заложено 680 млн рублей, что на 40 млн больше, чем в этом году.
Самое нашумевшее заявление градоначальник сделал, отвечая Оксане Дмитриевой из Партии роста. Она предложила заморозить рост тарифов на проезд в общественном транспорте и снизить стоимость поездных для студентов. По ее расчетам, на это потребуется дополнительно 3 млрд рублей. Георгий Полтавченко же, наоборот, заявил, что в бюджет заложено повышение стоимости проезда в метро до 45 рублей, а в автобусах, троллейбусах и трамваях до 40 рублей. "Это не самый высокий тариф по стране", - подчеркнул он. По его словам, дополнительно увеличивать субсидии перевозчикам, чтобы сохранить стоимость проезда, нецелесообразно.
Подорожание проезда ежегодно вызывает бурное возмущение оппозиции и панику горожан, выстраивающихся в очереди за запасом жетонов. На стадии "нулевых чтений" предполагалось, что стоимость поднимут лишь на 2 рубля, об этом говорили в комитете финансов, однако в процессе верстки бюджета эта цифра резко выросла сразу до 10 рублей. Но это вполне по плечу петербуржцам, считает Георгий Полтавченко.
Надо сказать, что еще в 2015 году обсуждалось повышение цены проезда на метро до 40 рублей (с 31 рубля), на наземном транспорте - до 35 рублей (с 28 рублей). Но перед выборами народ решили сильно не тревожить, повысив плату незначительно, на 2-4 рубля, и увеличив субсидии перевозчикам с 22 млрд до 25 млрд рублей. Теперь выборы прошли, и можно наверстать упущенное. Хотя субсидии на перевозку пассажиров метрополитеном, автобусами и электротранспортом в бюджете-2017 выросли до 27,8 млрд рублей, этого оказалось все равно недостаточно.
Алексей Ковалев из "Справедливой России" возмутился размером выплат из бюджета концессионеру, который строит центральный участок ЗСД. На покрытие убытков (выручка от платного проезда по трассе не достигает уровня гарантированного дохода по концессионному договору) предусмотрено 4,6 млрд рублей, на увеличение уставного капитала - 2,24 млрд рублей.
Георгий Полтавченко сообщил, что анализ концессионного соглашения, заключенного при прежней администрации, необоснованного обогащения компании "Магистрали Северной столицы" не выявил. В Смольном изучали возможность досрочного расторжения договора с инвестором, но в этом случае придется вернуть из бюджета 70 млрд рублей, уже потраченных на строительство центрального участка ЗСД. "Таких денег в бюджете нет", - говорит губернатор. Он заверил депутатов, что к 2020 году проект намерен выйти на самоокупаемость, и бюджет перестанет доплачивать МСС.
"Яблочник" Михаил Амосов задал вопрос про отношение губернатора к сложившейся практике распределения части бюджета через так называемую поправку БФК. Депутатам дают возможность подать свои поправки взамен на лояльность при принятии бюджета. Георгий Полтавченко отметил, что подача поправок депутатов к бюджету закону не противоречит. "Я за то, чтобы все было прозрачно. Избиратели должны знать, кто какую поправку внес и к каким последствиям это приведет", - заявил он. До сих пор поправка БФК была анонимной, в ней только указывалось, какие партии подали предложения, без имен конкретных депутатов.
Председатель БФК, член фракции ЛДПР Максим Яковлев рассказал, что депутаты начали работать над бюджетом еще летом, во время "нулевых чтений", в октябре проект бюджета подробно обсуждался на заседаниях комитетов и комиссий, и призвал коллег голосовать за бюджет. О том, что не будут поддерживать проект бюджета в первом чтении, заявляли депутаты из партий КПРФ, "Яблоко" и Партии роста.
Оксана Дмитриева подготовила альтернативный проект городского бюджета и предложила принять за основу свой документ. По ее расчетам, к неэффективным расходам, от которых можно отказаться, относится 39,6 млрд рублей. Также она предлагает перераспределить 9 млрд рублей из резервного фонда городского правительства. В Партии роста уверены, что с учетом поступлений из федерального бюджета доходы городской казны в 2017 году могут составить 504,6 млрд рублей, расходы - 550,4 млрд рублей, а дефицит - снизиться до уровня 45,8 млрд рублей.
В итоге за принятие бюджета, разработанного в Смольном, проголосовали 42 депутатов, против было семеро.