Падение доходов населения в кризис привело к обвалу продаж автомобилей, зато стремительно растет спрос на краткосрочную аренду машин. Согласно планам участников рынка, уже в 2017 году число прокатных машин вырастет в 20 раз.
Сервисы каршеринга (поминутной и почасовой аренды автомобилей), закрывшиеся в Петербурге до кризиса из–за отсутствия спроса, возвращаются. Многие горожане, которые из–за ухудшения экономической ситуации не могут себе позволить купить автомобиль, переходят на аренду машин. В Петербурге в 2016 году услуги каршеринга стали предлагать сразу три компании. Эксперты прогнозируют, что в течение 2–3 лет емкость петербургского рынка краткосрочной аренды достигнет 2 тыс. машин.
Рост на 2000%
Весной 2016 года на рынок каршеринга вышли петербургское ООО "Технологии автоматизации", предлагающее автомобили под брендом "Колеса" (принадлежит предпринимателям Александру Зернову — 65% и Александру Баскеловичу — 35%) и московское ООО "Новые транспортные системы", работающее под брендом Youdrive.
В ноябре к ним присоединится московский же "Делимобиль" (этот бренд развивает ООО "Каршеринг Руссия") с автопарком 100 "Хенде Солярис", а в I квартале 2017–го расширит его до 300. В пресс–службе "Делимобиля" сообщили, что в 2016 году компания вложит в развитие бизнеса в Петербурге 100 млн рублей.
Еще одна московская фирма, АО "Каршеринг", запустит прокатный сервис в Петербурге в начале 2017 года под маркой BelkaCar.
Участники рынка считают, что в 2017 году к уже действующим присоединятся пять–семь новых компаний, а также операторы долгосрочной аренды. В результате число предлагаемых в краткосрочный прокат машин вырастет с нынешних 50 единиц до 1 тыс. авто в течение 2017 года.
В России сейчас действует около 10 операторов каршеринга с общим парком 400 машин, из них примерно 300 в Москве и всего 50 в Петербурге. Наиболее популярны для краткосрочной аренды небольшие автомобили: Smart ForTwo, Smart ForFour, Kia Rio, Skoda Rapid, Mini Cooper. Средний тариф — 7 рублей в минуту. Как поясняют операторы, маленькие автомобили пользуются спросом из–за своей маневренности. Быстрой окупаемости (2–3 года) удается добиться за счет высокой загрузки автомобилей — около 60%.
Доступные для аренды автомобили стоят в разных частях города, об их расположении можно узнать из мобильных приложений для смартфонов. Также через приложение можно управлять некоторыми функциями автомобиля (открывать двери и окна, мигать фарами, чтобы найти машину на стоянке), узнать уровень топлива.
Докризисная неудача
Развитию краткосрочной аренды в Москве помогают столичные власти. В частности, они предоставляют операторам льготы на платную парковку, рассказали в компании "Делимобиль". Сейчас она обсуждает с петербургским комитетом по транспорту возможность господдержки и в Северной столице.
Однако и без господдержки рынок будет развиваться, уверены операторы. По опыту Европы, где услуги каршеринга широко развиты, 30% пользователей краткосрочной аренды отказываются от собственного автомобиля, предпочитая пользоваться, а не владеть. "Для автолюбителей, которые проезжают в день не больше 45–50 км, брать автомобиль в краткосрочную аренду выгоднее, чем покупать его", — говорит исполнительный директор компании "Кариот" Михаил Седых (производит оборудование и интерфейс для каршеринга). Эти граждане первыми отказываются от покупки машины в кризис, если такие намерения у них были.
Объясняя, почему закрылись действовавшие раньше каршеринговые операторы, участники рынка говорят, что первые игроки поторопились выйти на него, когда спрос еще не созрел. Так, зимой 2014 года на петербургский рынок вышла фирма StreetCar с автопарком 70 машин — Volkswagen и BMW. Чуть позже к ней присоединился оператор Anytime с 64 машинами. Но к 2015 году сервисы закрылись. "ДП" не удалось связаться с ними и выяснить, не собираются ли они вернуться.
В компании "АвтоМобильность" (предоставление автомобилей в долгосрочную аренду) считают, что значительную часть клиентов каршеринговых операторов составят те, кто недавно получил права и хочет получить опыт управления чужой машиной, прежде чем обзаводиться собственной.
Долгосрочный тренд
Рынок долгосрочной аренды также растет, хотя и более медленными темпами — на 17% по сравнению с тем же периодом 2015 года. Эксперты также связывают это с кризисным падением покупательной способности населения: денег у людей стало меньше, а потребность в машинах никуда не делась.
Уже в следующем году рынок долгосрочной аренды может показать рост до 40%, в том числе и за счет того, что операторы начнут сдавать машины на короткое время, прогнозируют каршеринговые компании.
Однако опрошенные "ДП" операторы долгосрочной аренды заявили, что пока не планируют подключаться к каршерингу. Управляющий директор "Ларго Прокат" Михаил Паринов рассказал, что его компания в 2017 году намерена расширить автопарк на 100–120 единиц плюс к сегодняшним 21 штукам.
"Спрос растет, и мы расширяем автопарк, но заниматься каршерингом пока не собираемся", — заявили в компании "АвтоМобильность".