Неожиданную победу Дональда Трампа в России восприняли как свою. Мы, кажется, только от досады ругали Обаму, а на самом деле соскучились по дружбе с Америкой.
Победа Хиллари Клинтон казалась очевидной, а победа Дональда Трампа - маловероятной. По всем опросам и раскладам за Клинтон были готовы проголосовать больше штатов, а значит, она набирала и гораздо больше выборщиков. Непосредственно перед днем голосования эксперты насчитывали для Клинтон 263 выборщика при 270 требуемых. Даже Техас, коренной штат республиканцев, впервые за множество лет стал колеблющимся. Победа Дональда Трампа даже не относилась к области подсчета вероятностей - она была возможна только в случае какого-то ломового опрокидывания всех раскладов по принципу "все или ничего".
Он это сделал. Республиканцы взяли почти все колеблющиеся штаты, включая такие важные и располагающие большим количеством выборщиков, как Флорида, Огайо, Джорджия. За них проголосовали Пенсильвания, Мичиган и Висконсин, склонявшиеся к демократам. Если сравнивать с прошлыми выборами, то на сторону республиканцев перешли Мичиган, Индиана, Северная Каролина и ряд других штатов (некоторые из них, можно сказать, вернулись, так как в нулевых голосовали за Джорджа Буша-младшего). Демократы взяли почти все, что считалось "их" территорией, но не смогли склонить на свою сторону сомневающихся. Как итог - у Клинтон всего 218 выборщиков, у Трампа - 279. Это обеспечивает ему победу во втором раунде голосования.
В общем, такое переворачивающее голосование бывает нечасто и относится к разряду непредвиденного. Это что-то вроде прошлогоднего выхода ФК "Ростов" в Лигу чемпионов, только последствия более весомы. Аналитикам предстоит понять, случилось ли это от того, что демократический электорат поленился прийти на выборы (в некоторых штатах Трамп победил на фотофинише, получив перевес буквально в одну десятую процента), или от того, что Хиллари Клинтон все-таки вызвала у американцев чуть больше отвращения, чем Дональд Трамп, или от того, что избиратели были недовольны Бараком Обамой, или от того, что американцы врали социологам, а на самом деле втайне хотели чего-то пожестче, и сыграл ли тут какую-то роль Владимир Путин, но факт в том, что человек, против которого была настроена половина даже собственной Республиканской партии, теперь - избранный президент.
Республиканцы также победили на проходивших одновременно выборах в Сенат и Конгресс, а также в большинстве штатов, где избирали губернаторов.
Лидеры Демократической партии теперь, должно быть, разочарованы - они сделали все, чтобы оттереть от выдвижения перспективного и куда более интересного, чем оба кандидата, Берни Сандерса ради ставки на супругу экс-президента Билла Клинтона, которая в ходе кампании показала себя далеко не лучшим образом. Чуть ли не каждую неделю вокруг ее фигуры всплывал новый скандал - скандалы сопровождали и Трампа, но его электорат был как раз из тех людей, для которых не важны ни скандалы, ни отношения с Путиным. К тому же выяснилось, что у Клинтон что-то не то со здоровьем.
Кремль, который сторонники демократов обвиняли во вторжении в президентскую кампанию, сохранил спокойствие. Владимир Путин поздравил Трампа одним из первых, но для России теперь самое главное - понять, какую линию собирается и, главное, сможет проводить Дональд Трамп в первую очередь во внешней политике. Все, что было сказано в ходе предвыборной кампании, с момента голосования переходит в разряд предвыборных обещаний.
С республиканцем Джорджем Бушем у Путина, как известно, сложились неплохие отношения. Людям, которые в принципе мыслят одними категориями, договориться проще, чем тем, у которых эти категории разные. Но одним из главных качеств Трампа называют непредсказуемость. Он обещал, что США прекратит вмешиваться в дела других государств, но ведь и Обама обещал закрыть тюрьму в Гуантанамо и вывести войска из Ирака. Не всегда получается выполнить все обещанное.
Российский истеблишмент аплодирует победе Дональда Трампа, ожидая какого-то мгновенного эффекта - признания Крыма российским, снятия санкций, ухода США из Сирии и так далее. Но вот будет ли для этого достаточно даже принципиального решения президента, если даже он этого захочет, это большой вопрос. Не вполне понятно, каким на самом деле получится взаимодействие Трампа с республиканским большинством в парламенте США - ведь именно республиканцы выступают в роли "ястребов", предлагая поставлять Украине оружие и давить на Башара Асада.
В свое время Рональд Рейган тоже победил, не имея никакого опыта в политике, но он следовал советам своих опытных секретарей. Взбалмошный Трамп вполне может начать решать все сам, он де-факто не зависит даже от своей партии, и марионеткой Путина он точно не будет. Его заявления несут риск испортить отношения Вашингтона с Евросоюзом, но неизвестно, какой выбор он сделает в реальности, если речь действительно зайдет о выборе. Россия не заменит Европу в качестве военного и торгового партнера США. Кроме того, есть опасность того, что в своей изоляционистской риторике Дональд Трамп дойдет до отказа от идеи борьбы с терроризмом, и тогда нелегко придется в первую очередь как раз России.
Судя по реакции правящих политиков в России, сейчас Москва приготовилась распахнуть объятия и победа Трампа окажет эффект на риторику российских властей. Долгосрочность эффекта будет зависеть от шагов Трампа, но, вероятно, на какое-то время заметно снизится градус антиамериканской риторики, уйдет в прошлое "радиоактивный пепел", будут делаться обнадеживающие заявления. Если новый президент США тоже будет демонстрировать примиряющие шаги и недружественные отношения сменятся дружественными, то волна путинского дружелюбия может распространиться и на внутреннюю политику - подход к созданию единой нации может стать более мягким или этот процесс вовсе положат под сукно, некоммерческие организации будут меньше прессовать и так далее. Но одно резкое движение - и разочарование от несбывшихся ожиданий будет велико.