Российский лоукостер "Победа", начав летать из Петербурга в Ростов–на–Дону, рассчитывает использовать аэропорт на юге страны как узловой, чтобы заработать на транзите между Северной столицей и закавказскими республиками.
Российский лоукостер ООО "Авиакомпания "Победа" (входит в группу "Аэрофлот") с 14 ноября начал выполнять ежедневные рейсы из Петербурга в Ростов–на–Дону. Выбор нового направления не случаен: расписание составлено таким образом, чтобы обеспечить короткие (1,5 часа) стыковки с международными рейсами в Азербайджан и Грузию, которые "Победа" открыла из Ростова–на–Дону с переходом на зимнее расписание (началось с 30 октября).
Рейсы выполняются поочередно: по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям в одно и то же время "Победа" летит в Баку, а по вторникам, четвергам и субботам — в Тбилиси. Прямые рейсы из Петербурга в эти города лоукостер открыть не может из–за отсутствия допусков (по этим направлениям уже летают из Петербурга назначенные в соответствии с межправительственными соглашениями перевозчики — AZAL, Georgean Airways, "Россия" и "Уральские авиалинии"), аналогичная ситуация наблюдается и в Москве, откуда летают AZAL, Georgean Airways и "Аэрофлот" с S7.
Два в одном
С помощью Ростова "Победа" ловит сразу двух зайцев: удовлетворяет спрос на перелеты из бывших союзных республик в Ростов–на–Дону (ранее этим пассажирам приходилось летать с пересадками через Москву) и обеспечивает высокую загрузку этих рейсов за счет трансферного пассажиропотока из Москвы и Петербурга. По словам генерального директора "Победы" Андрея Калмыкова, уже сейчас на рейсах в Ростов–на–Дону из Москвы 30% пассажиропотока приходится на тех, кто отправляется в Баку и Тбилиси, на рейсах из Петербурга ожидается аналогичная ситуация. При этом "Победа" надеется, что спрос на перелеты в Тбилиси возрастет, и уже подала заявку регулятору на увеличение частоты полетов на этом направлении до одного ежедневного рейса.
Читайте также:
Транспорт
Как авиакомпании справляются с падением спроса
"На ранних бронированиях (с 14 ноября по 14 февраля) Грузия входит в топ–20 популярных направлений из России. По итогам сентября–октября 2016 года Азербайджан стал 12–м, а Грузия 6–м по популярности маршрутом. Также важно отметить, что до 80% кликов приходится на самый дешевый вариант перелета, пусть и со стыковкой. Учитывая востребованность рейсов и желание сэкономить, недостатка в пассажирах у "Победы" не будет. Россияне, кажется, свыклись с мыслью, что пересадка — необходимое зло", — констатирует Янис Дзенис, представитель Aviasales.
Конкурировать на направлении Петербург — Ростов–на–Дону "Победе" придется в первую очередь с другой "дочкой" "Аэрофлота" — авиакомпанией "Россия". Цены на билеты до Ростова установлены таким образом, что лететь "Победой" будет дешевле только по самому минимальному тарифу без ручной клади и с 10 кг багажа. Если же лететь с ручной кладью и багажом, то "Россия" в большинстве случаев стоит столько же или даже немного дешевле. При глубине бронирования 2 месяца "Россия" в одну сторону стоит всего на 200 рублей дороже "Победы". Кроме того, между "Победой" и "Россией" действуют соглашения о доставке пассажиров друг друга в случае отмен или задержек рейсов, при этом борт "Победы", выполняющий рейсы из Ростова в Пулково, после прибытия не выполняет других рейсов, а ночует в Петербурге. Это означает, в частности, что если рейс из Тбилиси или Баку в Ростов опаздывает, то рейс в Петербург может быть отправлен чуть позже без ущерба для графика полетов. Также часть пассажиров сможет улететь "Россией" (ее рейс стоит в расписании чуть позднее) — риск остаться ночевать в Ростове минимален.
Виртуальный хаб
В Aviasales уточняют, что средний чек из Петербурга в Баку на зимние месяцы составляет 5,7 тыс. рублей, в Тбилиси — 7,7 тыс. рублей. При этом стоимость перелетов лоукостером ниже не только среднего чека, но и цены конкурентов. Так, "Победа" продает билеты из Петербурга в Баку по 3,5 тыс. рублей, а Azal — по 7,1 тыс. рублей (максимальная цена).
По маршруту Петербург — Тбилиси "Победа" предлагает лететь за 5 тыс. рублей, а Georgean Airways — за 6,7 тыс. рублей.
"Спрос будет. Как показывает практика, пассажиры летают на лоукостерах со стыковками. В теории "Победа" может создать виртуальный хаб в Ростове и открыть оттуда новые международные направления, например Стамбул, Анталья, Телави. Хотя самым ажиотажным был бы Ереван (из Ростова в Ереван уже летают "Уральские авиалинии". — Ред.). Риск здесь в стыковках: если у них появляется больше одного рейса в волне, то задержка рейса из Петербурга приведет к потере стыковки", — говорит Андрей Крамаренко, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.
По итогам 2016 года "Победа" рассчитывает перевезти 4 млн пассажиров, что на 33% больше, чем по итогам 2015–го. В 2017 году флот авиакомпании пополнится еще пятью воздушными судами типа Boeing–737–800, которые будут получены непосредственно с завода. Таким образом, его суммарная численность достигнет 17 машин.
С января по сентябрь 2016 года авиакомпания "Победа" перевезла 3,3 млн пассажиров, что на 51% выше уровня предыдущего года. Ожидается, что по итогам 2016 года "Победа" перевезет более 4 млн пассажиров и выйдет в прибыль. За прошлый год убыток авиаперевозчика, по международным стандартам отчетности, составил 80 млн рублей.