Рыболовы заваливают верфи Петербурга и Ленинградской области заказами на новые траулеры, чтобы получить обещанные правительством РФ дополнительные квоты на вылов морских биоресурсов. Набирающая силу волна заказов сулит судостроителям более 186 млрд рублей.
Российские рыболовы готовы построить на верфях Петербурга и Ленобласти 46 новых траулеров и ярусоловов общей стоимостью 2,7 млрд евро, или 186 млрд рублей.
Первые контракты
Рыбаки не спешат подписывать контракты до начала декабря, когда правительство РФ примет пакет нормативных актов, регламентирующих распределение квот на вылов биоресурсов по так называемому принципу "квоты под киль". Суть его сводится к тому, что, заказав постройку судна на российских верфях и по российскому проекту, рыболовы получат право вылавливать дополнительный объем рыбы.
На постройку новых рыболовецких судов предполагается зарезервировать 20% добываемых водных биоресурсов, что составляет 0,6 млн т в год. Судостроители уже подсчитали, что этого объема квот хватит на строительство 16 среднетоннажных судов для рыбаков, работающих в северных морях (Баренцево, Балтийское море), и 30 крупнотоннажных судов в основном для Дальневосточного рыбного флота.
Раздвоение концепций
Российские рыбаки начали прицениваться к продукции родных верфей после того, как правительство РФ приступило к внедрению хитроумной схемы привлечения рыболовных компаний на российские верфи. Раньше рыболовы покупали подержанные суда у иностранных коллег или строили новые в Хорватии или Турции. Например, турки прекрасно освоили производство траулеров по лучшим в мире норвежским технологиям. Причем турецкое судно обходится дешевле аналога российского производства примерно на 15–20%. Но такая экономия теряет смысл в связи с изменением схемы распределения квот на вылов водных биоресурсов.
Федеральный закон "О рыболовстве" депутаты Госдумы минувшим летом уже обновили. Теперь слово за Росрыболовством, которое должно проработать детали распределения квот среди заказчиков новых траулеров.
Рассматривается две концепции распределения квот. Первая, предложенная Росрыболовством, предполагает выделение квот под строительство высокотехнологичных судов, оснащенных, в частности, рыбоперерабатывающим оборудованием, филейной фабрикой (цена производственной линии колеблется от 3 млн до 10 млн евро). Причем эта концепция предусматривает комплектацию судна российским оборудованием в объеме не менее 50% от стоимости судна. Это сложновыполнимое требование, отмечают судостроители. Обычно заказчики российских гражданских судов предпочитают максимально комплектовать их импортными двигателями и другим оборудованием, так как либо отечественная промышленность не производит необходимого оборудования, либо заказчиков не устраивает качество. "Филейных фабрик в России никто не производит", — говорят судостроители.
Вторую концепцию предлагает Юрий Трутнев, заместитель председателя правительства РФ и полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Его идея в том, чтобы увязать размер квот с водоизмещением построенных судов.
Единого мнения среди рыбаков нет. Сторонники выделения квот по водоизмещению считают, что концепция Росрыболовства предъявляет избыточные требования к оснащению судна, что приведет к сокращению рентабельности рыбодобычи и увеличению сроков окупаемости. Их оппоненты уверены, что распределение квот по водоизмещению будет выгодно только рыбакам Дальнего Востока, которым необходимы крупнотоннажные суда, а в северных морях нужны мало– и среднетоннажные суда. "Есть опасность, что на строительство менее эффективного флота ярусного лова выделят львиную долю квот в ущерб судам тралового промысла, и в итоге будет построен флот, приносящий меньшую доходность на тонну вылова", — опасается Дмитрий Озерский, совладелец ООО "Вирма", которому принадлежит 75% АО "Архангельский траловый флот" (АТФ). В общем, от окончательного решения правительства РФ зависит, кто из рыболовов будет строить суда в России, а кому будет выгоднее закупать подержанные средства производства у иностранцев.
Несмотря на неопределенность со схемой распределения квот рыболовы уже начали заключать контракты на строительство новых судов в России.
В начале ноября заказ на первые четыре судна получило ПАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ, входит в ОСК). ВСЗ построит для АТФ четыре рыболовных траулера по проекту ST116XL, разработанному норвежскими конструкторами из Skipsteknisk AS. Сумма контрактов — 153 млн евро (10,8 млрд рублей).
"На выбор завода повлияла не только предложенная цена, но и то обстоятельство, что он принадлежал норвежской судостроительной компании, строил насыщенные рыболовецкие суда и сохранил культуру производства", — говорит Дмитрий Озерский. По словам главы ВСЗ Александра Соловьева, до конца года верфь, скорее всего, заключит контракт на строительство еще двух траулеров проекта ST116 для мурманской рыболовецкой компании "Норд Пилигрим". А в следующем году ВСЗ рассчитывает подписать контракт еще на два траулера с управляющей компанией "ФОР".
Ранее контракт на малотоннажные суда от одного из крупнейших рыбодобывающих предприятий Камчатки — рыболовецкого колхоза имени В. И. Ленина — получил калининградский судостроительный завод "Янтарь" (входит в государственное АО "Объединенная судостроительная корпорация", ОСК). Ему предстоит построить три кошельковых траулера–сейнера проекта SK–3101R (разработан норвежской Skipskompetanse AS).
На заказы рыболовов надеется и Северная верфь. "Завод ведет переговоры с рыбопромысловыми компаниями. Но я не могу разглашать детали переговоров. Сроки заключения договоров зависят от принятия соответствующих законодательных актов правительством РФ", — заявил глава Северной верфи Алексей Селезнев. В августе этого года Союз рыболовецких колхозов Архангельской области заключил с Северной верфью договоры о намерениях разместить на верфи заказ на серийное строительство рыбопромысловых судов ярусного способа лова по проекту ST–155L норвежской компании Skipsteknisk. По словам источника, близкого к сделке, речь идет о семи судах.
“
Ждем появления нормативных актов, которые определят правила игры, прежде всего то, как будут распределяться квоты. Поэтому пока не заключаем контракты на строительство. Есть две концепции. Самой правильной считаю концепцию Росрыболовства, которая определяет, под какие именно суда, с каким оснащением будут выделяться квоты. Мне не нравится идея давать квоты в зависимости от водоизмещения. Тогда просто будут строить крупные суда, а нам нужен высокотехнологичный рыбный флот. Цена на рыбу сейчас высокая, и компании смогут окупить инвестиции.
Андрей Заика
председатель Союза рыболовецких колхозов Архангельской области
“
Мы хотим заказать три–пять судов. В качестве исполнителей рассматриваем, в частности, Выборгский судостроительный завод, Северную верфь (правда, она не отвечает нам пока). Планируем определиться с судостроительным заводом в конце этой недели. По распределению квот нам нравится концепция, предложенная Юрием Трутневым: выделять квоты по водоизмещению судна. Остальные требования Росрыболовства избыточные. Ну зачем нам ставить на судно оборудование, которое мы, возможно, не будем использовать в полной мере? Это затраты, которые никогда не окупятся.
Игорь Колодкин
технический директор компании "Вега"