Как открыть цигун-клуб за пять шагов

Автор фото: Сергей Ермохин
Людмила Белова, мастер-цигун, владелица клуба старейшего петербургского клуба «Белый журавль».

Мастер цигун Людмила Белова открыла в Петербурге клуб здоровья "Белый журавль" более 20 лет назад и научила оздоровительным практикам более 5 тыс. петербуржцев. Все это время клуб работает, по ее словам, с рентабельностью 25%. В планах тренера — сделать проект сетевым.

В 1990–е годы Людмила Белова, выпускница Института культуры и Академии им. Лесгафта, работала в медицинском центре и вела там занятия цигун. С цигун она познакомилась на курсах и в дальнейшем изучала практику на международных конгрессах в США и Китае.
За короткий срок количество занимающихся в центре значительно увеличилось, и группа уже не вмещала всех желающих. Было принято решение — организовать самостоятельное предприятие, используя форму ОУ (общественное учреждение), и назвать его "Белый журавль" — символ долголетия в Китае. Организация такой правовой формы, как ОУ, отвечала задачам клуба, позволяла поднять социальную значимость своей деятельности и снизить размер арендной платы.
Помещения под клуб, 100 м2, подобрал, по словам Людмилы Беловой, лично Герман Греф, который в те годы возглавлял КУГИ. Клубу отдали помещение домового красного уголка рядом с Исаакиевской площадью. Начинали члены клуба с субботников, сами сделали ремонт, один из учеников был юристом, он помог оформить предприятие. "Инвестиции были минимальными, — рассказывает Людмила Белова, — почти все сделали своими руками". Всего в обустройство "Белого журавля" вложили около 1 млн рублей.
Сейчас в клубе заняты пять сотрудников. Это тренеры, администратор, бухгалтер на аутсорсинге. Кроме регулярных занятий, которые приносят большую часть дохода, клуб зарабатывает на однодневных семинарах и семинарах–путешествиях. Работает с оборотом 300–400 тыс. рублей в месяц и рентабельностью около 25%. Занимаются в клубе более 150 человек. Несмотря на популярность, "Белый журавль" не стал сетевым, хотя за годы работы у Людмилы Беловой появились свои последователи. В будущем мастер планирует все–таки сделать клуб сетевым и открыть залы в нескольких районах: "Есть тренеры, которые готовы работать на проекте, подыскиваются инвестиции".
Изучать науку цигун непросто, говорит Людмила Белова, которая написала об этом 15 книг. Китайские мастера не открывают тонкости практик посторонним людям. Несмотря на трудности в изучении, во второй половине XIX века цигун начал распространяться на Западе. То, что йога больше известна, чем цигун, мастера китайских практик объясняют тем, что Индия более открытая страна, чем Китай. "Китайский язык очень сложный. Переводчики не знают, что такое цигун, а те, кто владеет цигун, обычно не знают китайского", — поясняет Людмила Белова. Всего в Петербурге работает несколько школ цигун, среди них: сеть клубов "Дао Дэ", "Уцзимэнь", "Ушу СПб", "ЦинЛун" и др.
Цигун становится все более популярным и в обычных фитнес–центрах. Роман Асланов, специалист школы цигун "Дао Дэ", говорит о том, что с 2006 года клуб открыл 10 отделений в основном на арендованных площадях. В группах в среднем по 10 учеников, всего в клубах занимается около 200 человек, преподают разные виды техник традиционных даосских школ. "Занимаются люди разных возрастов, те, кому интересно чувствовать и развивать свою энергетику", — заключает Роман Асланов.